Найти тему
АвтоДвиж

Это вам не «пазик»! 53Г1 – автобус для горноспасателей

Этот автобус большинство воспринимает как банальный «пазик» – размеры схожи, внешность тоже. А то, что дверь «хлопушка», и вообще какой-то он не такой – так мало ли кто чего «околхозил»… Вон, в 1990-х на маршрутах даже переделанные телевизионные станции работали! А в этом даже окна все на месте. Ну, разве что окраска маленько смущает…

На самом деле окраска, как и синий маячок на крыше – неотъемлемые атрибуты данного автобуса. Модель с замысловатым названием 53Г1 – не что иное, как специальный автобус, предназначенный для переброски бойцов военизированных горноспасательных частей (ВГСЧ) с минимальным набором инструмента к месту аварии. В его задачи не входило обеспечить полную ликвидацию последствий аварии или привезти с собой тяжелое оборудование: боевой расчет в полной экипировке с кислородными баллонами да нехитрый шанцевый инструмент – вот и все его «вооружение». И шасси ГАЗ-53А как раз для этого подходило.

Автобус 53Г1 не выделялся дизайнерским экстерьером – не было необходимости
Автобус 53Г1 не выделялся дизайнерским экстерьером – не было необходимости
Обратите внимание: желтые противотуманные фары здесь не дополнение – неотъемлемая часть специальной машины
Обратите внимание: желтые противотуманные фары здесь не дополнение – неотъемлемая часть специальной машины

Впрочем, главная «фишка» 53Г1 – это его «салон». Почему в кавычках? Да потому, что почти половину пространства внутри занимают ящики для инструмента и нехитрого оборудования. Причем для удобства быстрой высадки спасателей рундуки размещены вдоль бортов, оттеснив сиденья для пассажиров от окна к проходу. Кстати, в этом автобусе помещаются всего 10 человек, включая водителя! Еще бы минус одно место, и даже категория «D» в водительском удостоверении для управления данным аппаратом была бы не нужна… Зато в автобусе предусмотрено двойное отопление: от системы охлаждения двигателя и автономная. Она должна была обеспечивать температуру в салоне не ниже +14 градусов даже при 30-градусном морозе за бортом. Кто знаком с «климатом» в «кавзиках», «кубанях» и аналогичных барбухайках тех лет – оценят.

Планировка салона необычна. «Тумбочки» вдоль окон – это и есть рундуки для экипировки
Планировка салона необычна. «Тумбочки» вдоль окон – это и есть рундуки для экипировки

Напоследок удивим вас еще раз: конкретно эти автобусы отсняты в Минске. Да не просто так, лишь бы где, а на территории «военизированной горноспасательной части» белорусской столицы. Спросите, где в Минске горы? Ну, не воспринимать же всерьез слова главы государства про «Белорусскую Швейцарию»! Действительно, гор нет. А вот метро есть, и высотки с глубокими котлованами, и много чего еще подземного. Так что, несмотря на обновление автопарка спасателей, «старички» по-прежнему на службе.

53Г1 выпускался на Ворошиловоградском опытно-экспериментальном заводе с 1973-го с планом около 100 штук в год
53Г1 выпускался на Ворошиловоградском опытно-экспериментальном заводе с 1973-го с планом около 100 штук в год

Другие материалы на нашем канале:
*
Внутризаводские тягачи: транспорт, который не встретить на дороге
*
Необычные "скорые", которые делают в России
*
Как в 1970-1971 гг. выглядели салоны советских автомобилей