Низкая доходность классических инструментов заставляет инвесторов искать альтернативы. Массовость традиционных ценных бумаг заставляет инвестиционные компании создавать продукты, где можно заработать более высокие комиссии. Именно так появляется спрос и предложение на рынке структурных продуктов.
Фото: facebook.com
Мы уже писали об ИОС (инвестиционных облигациях Сбербанка), которые принадлежат к классу структурных продуктов и, которые предлагаются населению как обычный, но более доходный депозит. Теперь давайте разберемся в структурных продуктах подробнее.
Определимся с понятиями
Структурный продукт — комплексный финансовый инструмент с заранее определенным сроком. Он дает возможность инвестировать в определенный актив и при этом полностью или частично защитить вложения от возможных убытков. Структурные продукты обычно бывают основаны на одной ценной бумаге, корзине ценных бумаг, опционов, индексов, сырьевых товаров, долговых обязательствах или иностранных валютах, а также в меньшей степени на других производных финансовых инструментах.
Правило 434 Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) определяет структурные ценные бумаги как «ценные бумаги, характеристики денежного потока которых зависят от одного или нескольких индексов или которые имеют встроенные форварды или опционы или ценные бумаги, когда инвестиционный доход инвестора и платеж эмитента обязательства зависят от изменений стоимости базовых активов, индексов, процентных ставок или потоков денежных средств или очень чувствительны к ним».
Зачем нужны структурные продукты?
Причин для существования структурных продуктов несколько, остановимся на самых очевидных. Например, инвестор хочет продукт с защитой капитала. Для этого он отдает 1000 рублей инвестиционному банку, который продал ему структурный продукт. Банк на эти деньги покупает облигацию, которая сейчас торгуется за 90% номинала, а на оставшиеся деньги покупает необходимые опционы согласно своей инвестиционной стратегии. В результате инвестор получает защиту капитала, а если инвестор угадал направление рынка, то еще получает хорошую доходность. Формально инвестор мог проделать все эти операции сам, но это требует знаний и объемов торгов, а значит комиссий, к которым большинство инвесторов не готовы. Гораздо проще купить готовый продукт с заранее известной доходностью.
В другом случае, инвестор может не хотеть держать в своем портфеле ценные бумаги определенной компании, но тем не менее, думает, что акции компании могут показать 10% рост в ближайшее время. Тогда инвестор обращается в инвестиционную компания, которая продает ему структурный продукт на актив – акции нелюбимой компании. Если акции покажут 10% рост за 1 месяц, то инвестор получит желаемую доходность, но при этом не будет держателем ценных бумаг компании.
И главное – структурные продукты обещают доходность и логику ее получения недоступную другим инструментам рынка ценных бумаг.
Риски структурных продуктов
Структурные продукты делятся на продукты со 100% гарантией возврата капитала, с частичной гарантией или полным отсутствием гарантии возврата капитала. К непосредственно рискам структурных продуктов можно отнести:
- Дефолт эмитента, самым крупным из которых был крах инвестбанка Lehman Brothers, что заслуживает отдельного рассказа, но это уже сделали до нас, написав книги и сняв про это фильмы;
- Дефолт эмитента ценных бумаг, которые легли в основу структурного продукта;
- Длительность инвестиции. Чем она длиннее, тем выше рыночная неопределенность и ниже вероятность благоприятного исхода;
- Риск отсутствия доходности даже при 100% гарантии возврата капитала, что при любой положительной инфляции означает убыточность инвестиции;
- Низкая ликвидность структурных продуктов.
Преимущества структурных продуктов
- Обещание более высокой доходности;
- Защита капитала (для соответствующих структурных продуктов);
- Низкая волатильность по сравнению с базовыми активами;
- Низкий порог входа. Что сильно отличает российский рынок от американского. В России в структурные продукты можно инвестировать, имея несколько тысяч рублей, а в США – несколько тысяч долларов;
- Рынок структурных продуктов чутко реагирует на рыночную конъюнктуру и предлагает инвесторам продукты и возможность заработать, несуществующую на рынках других финансовых инструментов;
- Возможность заработать более высокую доходность на рынке, где установились низкие процентные ставки и доходности на инструменты фиксированной доходности (облигации).
Где и как купить?
Большинство инвестбанков и инвестиционных компаний в России предлагают структурные продукты. Их разнообразие немного уступает, тому, что доступно западному инвестору, но их предложение значительно выросло за последние годы. Купить структурные продукты можно через мобильные приложения, что максимально упрощает процедуру покупки.
ИСЖ как структурный продукт
Да, именно так. Проблема в том, что большинство его покупателей этого не понимает. Про риски инвестирования в ИСЖ мы писали в нашем материале.
Выгодных и продуманных инвестиций!
---
Телеграм-канал «Финграмота / Fingramota.org» - https://tlg.repair/fingramota_org