Найти тему
POYMA

Как провинциальной балерине попасть в Большой театр

Оглавление

Многие девушки с детства мечтают о таких творческих специальностях, как балерина или актриса. У сегодняшней героини не было никаких грез и романтических образов артистов балета, она просто однажды попробовала и страстно влюбилась.

Поговорили с Елизаветой Хохловой о ее пути «через тернии к звездам», то есть из Волгограда в Большой театр.

Как все началось

В детстве мои родители не знали, чем можно занять ребенка, и по совету друзей отдали на балетные занятия в Волгоградский Музыкальный театр.

Мой путь начался с танцев, и только позже я влюбилась в процесс подготовки, долгих репетиций, красочных выступлений: костюмы, косметика, внутреннее ощущение сцены. Это действительно затягивает.

Через несколько лет мой волгоградский педагог – Сопрыкина Галина Владимировна – предложила поступить в Санкт-Петербург в Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой (одна из старейших балетных школ мира, считается одной из самых престижных академий во всем мире). Мне было 11, когда я начала там учиться.

Когда стресс пошел на пользу

Я очень ценю этот опыт. Мой первый педагог в Академии воспитала во мне жесткую дисциплину, она держала класс в стрессе: нам многое не позволяли делать, а если вдруг ты все-таки это сделал, то сразу начинал винить себя и исправляться; это помогает отдаваться делу на 100%, следить за самоорганизованностью.

«Я выше этого!» и несправедливость

Я проучилась в академии 5 лет. В конце каждого года проводился экзамен, по результатам которого выбирали лучшего и отчисляли не справившихся с задачами учеников. У меня всегда были самые высокие оценки. В 5 классе балетной академии (9 класс общеобразовательной) на полугодовом экзамене мне объявили, что мой рост слишком высокий для балерины, танцевать дальше не имеет смысла и ни одна труппа в мире не принимает таких высоких балерин.

-2

В тот день мне поставили оценки авансом, упомянув, что на годовом экзамене меня хотят отчислить из-за роста, несмотря на мои хорошие данные. Для меня это было большим шоком, ведь я всегда была лучшей, стояла по центру, танцевала сольные вариации.

Самое обидное, что в такой ситуации я буквально никак не могла решить эту проблему: я не могла стать ниже, чем я есть; я могла стать выше, но меньше даже визуально тяжело было стать.

Именно в тот момент у меня появились большие комплексы по поводу моего роста.

Каждое утро я вставала, измеряла себя и смотрела: не выросла ли.

Я изучила эту тему и знала, что утром человек выше на 1,5 см, а к вечеру рост стабилизируется. Как бы я не горбилась, чтобы казаться ниже, но, когда ты начинаешь танцевать, тело механически расправляется. Я ужасно переживала по этому поводу, ведь это было делом моей жизни.

От «танцевать дальше не имеет смысла» до Большого театра

Было принято решение подать заявку в другие академии. Выбор пал на театр Бориса Эйфмана. Руководители посмотрели на меня и без сомнения сообщили, что ни в коем случае не стоит бросать балет, и по окончании учебы они с удовольствием ждут меня. Мне нужен был только диплом. Меня воодушевили эти слова, и я с легкостью поступила в Московскую государственную академию хореографии.

Для меня было большой неожиданностью, что я сразу перешла из одной лучшей в мировом масштабе академии в другую. Я смогла избавиться от чувства скованности и стеснительности из-за своего роста, так как некоторые девочки из моего класса были даже выше меня.

-3

Во время обучения мой педагог однажды упомянул, что по окончании обучения хочет направить меня на работу в Большой театр, как одну из лучших учениц. Я не поверила его словам; конечно, я хотела работать в каком-нибудь хорошем месте, но никогда бы и не заикнулась про Большой.

После экзамена 3 курса меня пригласил танцевать Махар Хасанович Вазиев (советский и российский артист балета, руководитель труппы Большого театра, заслуженный артист России) и разумеется, я согласилась.

И вот уже 4 год я являюсь артисткой балета Большого театра.

Слухи, сплетни и быт закулисья

Я не особо помню первый день в Большом. Я уже не сильно волновалась, а вот на моих первых общих репетициях я очень нервничала и была зажатой. Часто ходят слухи, что балерины злые и в некотором смысле жестокие в коллективе, подставляют друг друга, но это миф. Во всяком случае в нашем театре очень рабочая комфортная атмосфера, все помогают друг другу.

В театре у нас нет единой структуры расписания, все очень разнится в зависимости от спектаклей. График состоит из блоков: первым идет балет «Лебединое озеро» – всю неделю 5 спектаклей, через неделю-полторы начинается следующий спектакль, к примеру, «Вендетта» или «Онегин», и так по плану.

Ты должен постоянно доказывать, что ты тут не случайно.

Профессия требует большой сосредоточенности и вовлеченности. Ты буквально живешь своим делом. За это Большой театр дает тебе много возможностей реализоваться: помимо «общих» спектаклей, ты можешь подготовить сольную партию со своим педагогом.

Профессия балерины: плюсы, минусы и борьба

Я ни на секунду не пожалела о выборе своей профессии, несмотря на сложности. Я люблю все, что с ней связано: театр, сцена, момент танца, невероятные эмоции, когда выходишь на сцену, долгий процесс репетиций. Конечно, как и в любой обычной работе, здесь есть свои сложности особенности.

-4

Морально очень тяжело переносить весь этот стресс от давления руководителей или несправедливости, которая повсеместно встречается на пути. К примеру, сегодня тебя могут поставить в определенную партию, а завтра ты можешь уже и не найти свою фамилию в списках, без объяснения причин. Или же, наоборот, можно заметить, как некоторых балерин постоянно «выписывают», а тебя будто не замечают.

Так получилось, что я в числе тех, кому приходится бороться за различные партии или выпады, необходимо доказывать, что я это могу. Сначала в «запас», чтобы потом как-то случайно попасть в состав, далее дождаться утверждения в составе, а потом ты уже находишься на сцене и исполняешь свою партию. Но какое же это невероятное чувство, когда у тебя все получилось и можно выдохнуть.

В процессе своих стремлений и достижений ты понимаешь, чего ты стоишь и на что способен. Думаю, если бы ситуация была иной, то я бы не так сильно ценила эти моменты.

Почему не стоит быть балериной (шутка)

По моему мнению, самое неприятное, что есть в балете – это партия «придворные». В каждом спектакле во время основных действий на заднем плане стоят или сидят неподвижно артисты в течение 3 часов. Эту партию обычно исполняют высокие люди. Вот прям хуже этого нет ничего.

К тому же, ни для кого не секрет, что у артистов балета часто бывают травмы. К примеру, в конце прошлого сезона я исполняла танец «Панадерос» (испанский танец), а потом «Мазурку». Так вышло, что в конце первого выступления я неправильно приземлилась на колено и что-то с ним произошло, был сильный отек. Благо, я не так чувствительна к боли.

Было решено закончить выступление, и только после этого обратиться к врачу.

Каждому необходимо следить за своим здоровьем: витамины, правильное питание. У некоторых девушек, конечно, бывали случаи, когда было необходимо оперативное вмешательство, но в 100 случаях из 100 они быстро восстанавливались и возвращались на работу.

Можно еще добавить про случаи беременности: существует мнение, что после рождения ребенка балерина не сможет продолжать работать. Это совершенно не так. Все девушки быстро возвращаются в прежнюю форму и практически сразу выходят. Стоит вспомнить даже случай солистки Мариинского театра Олеси Новиковой, у которой трое детей.

40 кг или к ограничений нет?

В целом, как я уже и сказала, это обычная работа, требующая усилий и вовлеченности на все 200% со своими сложностями и ограничениями.

Кстати, у балерин нет каких-то особенных ограничений в еде и весе.

Я не ем мясо, пью по 2 литра воды в день и стараюсь не переедать. Все очень просто. Конечно, когда меня что-то расстраивает, я могу заказать и сразу съесть всю пиццу, но, когда у меня все хорошо, я ем очень мало. После таких срывов самое главное – это понять после чего ты сорвался, простить себя и быстро восстановиться. Все очень взаимосвязано с ментальным здоровьем и уровнем стресса.

-5

За годы работы я поняла, что все что ни делается – все и правда к лучшему. Сегодня тебя могут убрать со всех спектаклей, ты можешь даже думать, будто все зря, но потом оказывается, что тебе дают сольную вариацию. И это может касаться не только балета.

В планах на ближайшее будущее поездки по разным странам с гастролирующей труппой. Мне очень нравится путешествовать, узнавать новые места. Вне Москвы спектакли проходят чуть проще, создается впечатление, что на тебе лежит меньше ответственности, а больше наслаждение от страны, людей, окружающей обстановки.

В других странах ты жертвуешь всем своим свободным временем, чтобы только насладиться новым местом насколько это возможно.

Начинающим балеринам или девушкам, которые только хотят стать, я бы посоветовала больше ценить себя и не принимать излишне глубоко все поступающие замечания, не верить всему как истине в последней инстанции.

Тебе сказали, что ты высокая и ничего не добьешься, а ты возьми и попробуй себя дальше. Не принимать негатив слишком глубоко; замечания принимать спокойно с готовностью работать над собой и становится лучше. Продолжать верить, ценить и любить себя – это самое главное.

Текст: Алина Арбузная
Фото: из личного архива героини