В делах о банкротстве и сопутствующих им процедурах нередко упоминается “дата возбуждения дела о банкротстве”. В частности, эта дата имеет значение, когда решается:
- кто может быть признан заинтересованным по отношению к должнику лицом,
- кто являлся контролировавшим должника лицом (в целях последующего привлечения его к субсидиарной ответственности)
- и т.д.
Иными словами, дата возбуждения производства по делу о банкротстве крайне важна, потому что именно от нее будет зависеть возможность или невозможность совершения очень многих ключевых действий в процедуре. Прежде всего эта дата определяет, какие сделки должника подпадают под потенциальное оспаривание. Соответственно, ее верное вычисление - насущная необходимость как для должника и его контрагентов, так и для кредиторов и конкурсного управляющего (причем как в случае банкротства юридического лица, так и гражданина).
При кажущейся простоте вопрос даты возбуждения производства по делу о банкротстве иногда вызывает затруднения. Я дам вам несколько рекомендаций, чтобы никогда не путаться.
Итак:
- Датой возбуждения производства по делу о банкротстве является дата, в которую суд вынес самое первое определение о принятии к производству заявления о банкротстве.
- Не является датой возбуждения производства по делу о банкротстве дата оставления без движения первого заявления по делу о банкротстве.
- Если суд оставил без движения первое заявление о банкротстве, после - принял к производству второе поступившее заявление и уже позже (когда были устранены недостатки) принял к производству первое заявление - датой возбуждения производства по делу о банкротстве будет дата определения о принятии второго заявления. Пусть даже оно рассматривается позже первого.
Еще раз: неважно, какое заявление поступило в суд первым. Для определения даты возбуждения дела значение имеет только день, когда суд вынес самое первое определение о принятии к производству заявления о банкротстве (пусть даже он указал, что заявление будет рассматриваться после других, более расторопных заявителей).
В качестве обоснования своей позиции можно сослаться на пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве".