Найти тему
Кредиты и право

Интервью с безопасником МФО

У меня есть очень хороший друг детства, который работает в одной из крупной МФО начальником отдела безопасности в одном из регионе России. Недавно он был в своем родном городе и, естественно, его приезд в моем лице тоже не остался без внимание.

Я решил поинтересоваться и с его согласия, устроил ему небольшое интервью, касаемо его профессиональной деятельности.
Итак...

1. Скажи мне, как так получилось, что ты стал безопасником?
- я туда устроился немного на другую, но близкую должность. Потом освободилась вакансия, я отправил резюме на рассмотрение и моя кандидатура была согласована.
Всем почему-то кажется, что СБ - это выходцы из правоохранительных органов, но это не так. Главное, твои деловые и профессиональные качества, а не кем ты был раньше.

2. Что входит в твои обязанности?
- обеспечение общей безопасности филиала. Например сохранность материальных ценностей.
- противодействие внутреннему (со стороны сотрудников) и внешнего (со стороны клиентов) мошенничества.
- другие сопутствующие обязанности

3. Занимаешься взысканием долгов с должников
- я бы не сказал, что это входит в мои обязанности. Но ко мне в работу переходят должники с соответствующим уровнем просрочки. Моя обязанность выяснить актуальность предоставленных клиентом данных и уточнить причины не возврата. Соответственно тут уже не скажешь должнику, что деньги твои не нужны, а звоню просто узнать причину. Потому в какой то степени к взысканию это относится.

4. Что значит внутреннее и внешнее мошенничество?
- внутреннее, это когда происходит мошенничество со стороны сотрудников компании. Обычно это выражается в хищении средств путем подложных данных или оформление займов на бомжей. Собственно это выясняется, когда взаимодействуешь с такими клиентами.
Внешнее мошенничество - это мошенничество со стороны клиентов. Выражается как правило в предоставлении недостоверных данных при оформлении договора.

5. Хотелось бы поговорить о мошенничество со стороны клиентов. Насколько реально заработать статью, если не оплачивать кредит?
- речь идет о ст. 159.1 УК (мошенничество в сфере кредитования). Заработать её можно, как правило, по двум основаниям: первое - предоставление ложных или недостоверных сведений, например о месте работы и факте занятости, паспортные данные и так далее... Второе - это наличие умысла, которое выражается в отсутствии реальной возможности выплачивать кредит.

6. Если у меня нет денег, или сократили с работы, это является мошенничеством?
- нет конечно. Ты меня не правильно понял. Вот пришел ты в МФО и говоришь, что работаешь у ИП и получаешь 50000. А по факту ты получаешь 8000 рублей. А ежемесячный платеж, например, составляет 12000 рублей. При этом у тебя есть другие долги и обязательства и не обязательно кредитные. То есть у тебя отсутствует реальная возможность отдавать долг, но все равно берешь кредит и в последствии не платишь - это мошенничество.

7. Много мошенников среди должников?
- много или мало понятие относительно в этом плане. Например на 100 клиентов может быть один мошенник. С одной стороны это мало, но с другой стороны, в совокупности с другими случаями - много. Вообще случаев, которые можно квалифицировать как мошенничество еще больше. Просто не всегда возбуждаются уголовные дела.
Возвращаясь к предыдущему вопросу, был один клиент, который получал пенсию 12000 рублей. И мы были десятой компанией, где он в текущем месяце взял займ. Общая сумма обязательств у него составляла 70000 в месяц. Написал заявление. Сначала отказали, после жалобы в прокуратуру - возбудили.

8. Почему так поступают должники? Немного перефразирую вопрос, как ты считаешь, почему должники не платят?
- в обществе бытует мнение, что в своей массе должник не платит потому что реальные финансовые возможности у него отсутствует. Почему многие так считают я не знаю. Могу только догадываться. Но мой опыт показывает, что 80-90% таких должников не платят потому что не хотят. Почему раньше просрочки было меньше? Потому что многие боялись давления - звонков, выездов, смс, автодозвона и так далее... Сейчас эту лавочку прикрыли. А безнаказанность - она способствует увеличению уровню задолженности.
Готов рассказать сколько угодно случаев, когда должник закрывал долг единовременно оплачивая, скажем, от 30 до 200 тыс рублей если понимал, что в одно место его может клюнуть петух, хотя чуть ранее она за три месяца (+/-) не мог погасить просрочку в сумме 3000 рублей.

9. Часто поступают жалобы в ФССП? Непосредственно в компанию?
- не сказал бы, что часто. Но они есть. Я их анализирую постоянно. Что касается жалоб в ФССП - то подавляющее большинство они беспочвенны.
В основном жалобы касаются звонков и смс. ФССП, конечно реагирует. Но если нет нарушений, то должник получает соответствующие разъяснения..
В компанию поступают жалоб меньше, что странно. Ведь если должник хочет как то наказать кредитора, то для этого надо сначала обратиться к нему с соответствующим требованием...

10. Что можете посоветовать должникам.
- изучить законодательную базу и судебную практику по уголовным делам. Это позволит избежать неприятностей в будущем. Многие совершают преступление, даже не осознавая это. Даже я в общении с должником говорю, что буду писать заявление и возбудят дело. Но многие слишком уверены в своей безнаказанности.
- если берешь - плати.
- уважительно относиться к сотрудникам компании. Ведь мы тоже люди. И мы люди всегда, а не когда нужны деньги заемщику.