Новая вирусная инфекция продолжает шагать по миру, последовательно нанося мощные удары по многим отраслям мировой экономики. Мы уже затрагивали эту тему не так давно. Сегодня подробно опишем возможные последствия всемирной пандемии для российской экономики и политики.
Для экономики
Согласно исследованию, проведённому изданием Bloomberg Economics, мировая экономика в этому году может недополучить 2,7 млрд долларов. В свою очередь, потенциальный ущерб для российской экономики аналитики оценивают в 4,35 трлн рублей. Bloomberg подготовил четыре сценария, в двух из которых экономику нашей страны ожидает рецессия. Все четыре прогноза отличаются тем, насколько сильно вирус поразит крупнейшие державы мира. При наиболее благоприятном сценарии, Китай сумеет быстро обуздать вспышку коронавируса и производственные мощности страны вернутся в нормальное состояние, влияние на мировую экономику окажется весьма сдержанным, а рост российского ВВП снизится незначительно.
При реализации второго прогноза, власти КНР не смогут оперативно обезопасить страну от распространения заболевания, а вспышки COVID-19 серьёзно затронут Италию, Южную Корею, Германию, Францию и Японию. Вследствие этого темпы роста мирового ВВП просядут на 0,8%, а рост российской экономики замедлится на 0,9%. Третий сценарий допускает, что коронавирус затронет 10 крупнейших экономик мира, включая Великобританию, Индию, Бразилию, Канаду, что опустит рост мирового ВВП до 1,2%, а рост российского ВВП будет равен -1,1%, то есть федеральный бюджет не досчитается 2,7 трлн рублей.
При самом неблагоприятном раскладе, пандемия коснётся всех стран мира, рост мировой экономики упадёт до нуля. В стадию рецессии вступят уже США, рост ВВП Российской Федерации составит -2,9%, таким образом бюджет страны недополучит 4,35 трлн рублей.
Однако неблагоприятные перспективы для нашей экономики озвучивают не только западные эксперты, но и представители российского истеблишмента. 17 марта руководитель Сбербанка Герман Греф отметил, что пандемия коронавируса оказала гораздо более заметное влияние на экономику, чем ожидалось, и последствия этого дадут о себе знать к середине апреля. 19 марта министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что последствия для отечественного ВВП от эпидемии COVID-19 будут даже более значительными, нежели от стремительного падения цен на нефть.
Для политики
Осложнения экономического характера затронут и внутрироссийскую политику, однако кардинальных изменений ожидать не приходится, такое мнение высказал нашему изданию кандидат политических наук, директор Центра социально-политических технологий Владимир Инютин.
«Если голосование было бы проведено 22 апреля (т.е. в условиях пандемии), явка могла быть ниже ожидаемой процентов на 10, то есть в районе 60%. Электронное голосование и голосование на дому вряд ли кардинальным образом изменят ситуацию. В то же время, на результатах самого голосования ситуация с пандемией не скажется. Мы можем ожидать результат в районе 75% «за», резюмировал политолог.
По всей видимости, экономические последствия глобальной пандемии и неготовность правительства к радикальным мерам снизят рейтинг партии власти. «Осенние выборы в областную и городскую Думы пройдут в условиях усиления кризисных тенденций в экономике. Если Правительство и ЦБ РФ не предпримут радикальных мер (значительное снижение учётной ставки, налоговые льготы бизнесу, прямая раздача денег населению, по «методу Трампа»), можно ожидать значительного снижения потребительского спроса, уровня доходов населения, закрытие предприятий МСБ, рост безработицы. Логично предположить, что мы увидим падение рейтинга «партии власти», отметил Владимир Инютин.
По мнению учёного, весьма сомнительны и перспективы у так называемой системной оппозиции подвинуть «Единую Россию» на осенних выборах, учитывая слабость региональных отделений КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России»: «В то же время, маловероятно, что слабые в организационном и кадровом плане отделения реготделения партий «системной оппозиции» смогут воспользоваться социально-политической ситуацией в полной мере (по примеру региональных выборов на Дальнем Востоке в 2018 г.)».
Вероятность победить в одномандатных округах у оппозиции ещё ниже, чем по спискам: «Думаю, все одномандатные округа заберет ЕР (за исключением отданных по согласованию «системной оппозиции», если таковые будут), а по спискам КПРФ и ЛДПР смогут прибавить от 1 до 3% по сравнению с результататми 2015 г. Перспективы СР ещё более туманны. Для них успехом будет сохранение прежних результатов», заключил политолог.
В целом, пандемия COVID-19 станет серьёзным испытанием для российской экономики и политической системы. То, насколько эффективно правительство России сумеет обеспечить мобилизацию сил и средств для предотвращения распространения заболевания продемонстрирует сильные и слабые стороны действующего режима. Наше издание будет держать вас в курсе происходящего.