Найти в Дзене
Морская коллекция
Подписаться

Эскадренные броненосцы. Американец русского происхождения. «Ретвиза́н»

Оглавление

После военного давления на Японию по пересмотру Симоносекского договора и отжатия у Китая Порт-Артура, столкновение Российской империи и Японской империи стало практически неизбежным. В Петербурге этого особо и не опасались. Конечно, японцы рывком вошли в клуб великих держав, демонстративно разгромив Китай в 1895 году, но для России тот Китай и не был сильным противником, в 1900 году небольшие русские отряды во время подавления восстания боксеров как нож сквозь масло прошли Манчжурию и Северный Китай, практически в одно лицо малыми силами взяли Пекин, а на море в составе международного альянса довольно легко прошли форты Дагу. Никаких оснований ожидать, что Япония окажется тогда империи не по зубам, не было.

Поэтому в царском окружении усиленно решали вопросы хозяйственного освоения новых земель, игнорируя японские попытки разделить зоны интересов на Корею и Манчжурию. Акционерам группы Безобразова нужны были и Корея и Манчжурия, и побольше.

В Японии так не считали и за жизненное пространство готовы были идти до конца. В декабре 1895 года японским парламентом была утверждена «Послевоенная программа» усиления военно-морского флота, предусматривавшая ввод в строй к 1906 году 119 боевых кораблей общим водоизмещением около 146 495 тонн, в т. ч. четырёх броненосцев I класса, шести броненосных крейсеров I класса, пяти крейсеров II класса, 11 истребителей и 89 миноносцев I-III классов.

Разумеется, российское правительство учитывало и риски, в том числе разобщенность ТВД для российского флота. Чтобы удержать и переварить такой огромный кусок требовался мощный военный флот на Дальнем Востоке. Как для Большой игры с Британской империей, так и для устрашения Японии. Переломным стал 1898 год, когда двадцатилетнюю судостроительную программу 1882 года значительно подредактировали «Для нужд Дальнего Востока».

23 февраля 1898 года император Николай II одобрил разработанную Морским министерством новую судостроительную «Программу для нужд Дальнего Востока», предусматривавшую постройку пяти эскадренных броненосцев, 16 крейсеров, двух минных заградителей и 36 миноносцев. Именным высочайшим указом от 24 февраля 1898 года на нужды «Программы» дополнительно был отпущен «Особый кредит» в размере 90 000 000,00 рублей в дополнение к финансовой смете Морского министерства на 1898 года в 67 500 000,00 рублей.

Ресурсами империя на тот момент обладала, но решала одновременно несколько очень капиталоемких вопросов. Достраивался Транссиб, обеспечивавший логистику из центра страны, КВЖД, связывавшая Сибирь с Порт-Артуром, помимо освоения и укрепления Порт-Артура, для быстрейшей окупаемости дальневосточного проекта огромные деньги были вложены в коммерческий порт Дальний, рядом с Порт-Артуром, требовал развития и российский Владивосток. Кроме этого, Российская империя строила мощнейшую военно-морскую базу в Либаве (порт Александра III) на самой границе со Вторым рейхом.

Выполнение одновременно грандиозной судостроительной программы (российский флот такого бюджета до тех пор не видел никогда) загрузило российские верфи заказами полностью. Но кораблей нужно было больше. Благо, для Российской империи не было проблемой заказать остальные корабли за границей. Заказы получили верфи Франции, Германии, Дании и... США.

Да, российские адмиралы учитывали и растущие возможности и потенциал североамериканской промышленности. Опыт сотрудничества был наработан еще в 70-80 годах. Поэтому, когда в Петербурге запахло большими деньгами новых заказов, столицу посетил лично Чарльз Генри Крамп, владелец и сын основателя компании William Cramp & Sons в Филадельфии, построившей в свое время крейсера «Африка» , «Азия» , «Европа» и «Забияка». Крамп занимался также ремонтом нескольких русских военных кораблей, посетивших Америку в 1893 году на колумбовские торжества.

Charles Henry Cramp, 1828-1913
Charles Henry Cramp, 1828-1913

В 1897 году на британских верфях уже строились новые броненосцы и броненосные крейсера для флота микадо, соответственно, требования к новым русским броненосцам Особое совещание под председательством генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича сформировало с учетом возможностей кораблей потенциального противника.

По первоначальным планам это должна была быть «увеличенная «Полтава»» водоизмещением не более 12 000 тонн, 18 узловая скорость, четыре 12" и двенадцать 6" орудий, дальность плавания до 5 000 миль десятиузловым ходом и по двадцать 75-мм и 47-мм орудий. Работы над проектом начались в МТК в конце 1897 - начале 1898 года.

В итоге обсуждений и расчетов функции прототипа перешли к «Пересвету» с водоизмещением 12 000 длинных тонн (12 193  тонн), скоростью, увеличенной до 18 узлов, с двумя валами, дальностью хода до 5000 морских миль при скорости 10 узлов. Заказ планировали выставить на международный конкурс в связи с полной загрузкой российских верфей. Особых альтернатив у МТК на тот момент не было, на объявленный конкурс откликнулись только два "лидера" мирового линкоростроения: итальянская «Gio. Ansaldo & C» и немецкая «Schiff- und Maschinenbau-AG "Germania"».

Поэтому в ходе прямых переговоров Крамп получил сообщение о том, что Морское министерство Российской империи «будет радо рассмотреть» его планы и предложения по строительству «как минимум двух броненосцев 1-го класса, двух защищённых крейсеров 1-го класса с самой высокой скоростью и тридцати миноносцев» в соответствии с новой судостроительной программой. В марте 1898 года Крамп прибыл в Санкт-Петербург. Первоначально он предлагал доработать под ТЗ проект своей «Айовы», но с пониманием отнесся к позиции русских, тем более ему передали готовый проект «Князь Потёмкин-Таврический», на котором стороны пришли к компромиссу.

Корабль получал на четыре 6-дюймовых (152-мм) орудия меньше, но в два раза больше угля для увеличения дальности и более длинный и узкий корпус для большей скорости. Контракт был подписан 11( 23) апреля 1898 года на сумму 4 360 000 долларов. Тогда же был заказан бронепалубный крейсер «Варяг» за 2 138 000 долларов.

Параллельно обсуждалась постройка в Порт-Артуре судостроительной верфи. Предложение уже делалось бельгийскому обществу «John Cockerill» и речь шла о 30 000 000,00 франков (около 7 5000 000,00 рублей). С Крампом обсуждалось создание верфи во Владивостоке, ориентированной на сборку и строительство миноносцев по дальневосточной программе.

Через несколько недель после Крампа в Петербург прибыл А. Лагань (Antoine-Jean Amable Lagane), главный конструктор и директор верфи общества «Forges et chantiers de la Méditerranée». Союзников и представителей любимой страны генерал-адмирала тоже не обидели, 8 июля 1898 года еще один контракт на постройку эскадренного броненосца был подписан с Лаганем, уже по чисто французскому проекту. 11 января 1899 года он официально получил название «Цесаревич».

Отечественные проекты Балтийского и Механического заводов (4 варианта), дальнейшее развитие броненосца «Пересвет», были сразу отвергнуты генерал-адмиралом, утвердившим проект Лаганя в качестве прототипа для серии из пяти броненосцев. Выбор был обусловлен официально из-за «оригинальное бронирование преимущественно в подводной части корпуса».

Согласование деталей проектов американского и французского заказов происходило в кардинально разной обстановке. Крампу отказали в использовании собственного проекта башен главного калибра, заказ на башни ради «единообразия материальной части» был передан российскому Металлическому заводу. У французского производителя такой проблемы не было, прекрасно подошли башни, спроектированные для броненосцев типа «Charlemagne».

Контрактный срок сдачи «Ретвизана» исчислялся с момента приезда наблюдающей комиссии в Америку (прибывшей в Филадельфию через два месяца после подписания контракта), а «Цесаревича» – со дня окончательного одобрения чертежей МТК (десять с половиной месяцев спустя после подписания контракта). Если «William Cramp & Sons» бралась построить «Ретвизан» за 30 месяцев, то «Forges et chantiers de la Méditerranée» сразу заявила 48-месячный срок, позже сокращённый до 46 месяцев.

Трудно, конечно, через сто с лишним лет искать правых и виноватых, но обвинения Крампа в коррумпировании российских лиц, принимающих решения, в этих условиях смотрятся не очень обоснованными. По стоимости на тонну водоизмещения он явно проигрывает французам.

-3

Косяков при сдаче броненосца, в отличие от французов, он тоже не оставлял. Единственная крупная претензия-использование нештатных для русского флота котлов Никлосса.

При этом Крамп использовал на своей верфи более квалифицированную рабочую силу с более высокой оплатой труда, в то время как Лагань использовал дешевый труд сезонных итальянских рабочих.
Даже крупповская броня заводов «Бетлехейм Айрон Ко» и «Карнеги Стил Ко» для русского броненосца оказалась на несколько десятков долларов за тонну дешевле, чем стоимость гарвеизированной никелевой брони для строившихся броненосцев
«Kearsarge» и «Kentucky». Американский флот на тот момент крупповскую броню еще не использовал.

.Броневая плита для броненосца Ретвизан изготовленная на заводе Карнеги Стил после испытаний
.Броневая плита для броненосца Ретвизан изготовленная на заводе Карнеги Стил после испытаний
Изготовление броневой плиты для броненосца Ретвизан
Изготовление броневой плиты для броненосца Ретвизан

Если вертикальная броня без дополнительной оплаты оказалась более высокого качества, то за палубную броню из экстрамягкой никелевой стали Крамп таки заставил Морское министерство доплатить- 225 000 за палубную броню броненосца и 85 000-за «Варяга».

«Заказ палубной брони крейсера вызвал конфликт с фирмой. За поставку её из принятой к тому времени экстрамягкой никелевой стали Крамп, ссылаясь на контракт, потребовал дополнительную плату. Изменение сорта брони на броненосце и крейсере обошлось министерству в 310 тыс. долл.».Р. М. Мельников

Новый эскадренный броненосец американской постройки получил имя «Ретвиза́н». Первый «Ретвиза́н» в русском флоте появился в 1790 году, после захвата в Выборгском сражении шведского 64/66 пушечного линейного корабля «Rättvisan» («Справедливость») постройки 1783 года. Повоевал швед под андреевским флагом и на Балтике и в Средиземном море, пока в 1808 году не был интернирован англичанами в составе эскадры Сенявина и в 1813 году продан Англии.

К. В. Шаренберг. Захват фрегатом «Венус» шведского линейного корабля «Ретвизан» 23 июня 1790 года
К. В. Шаренберг. Захват фрегатом «Венус» шведского линейного корабля «Ретвизан» 23 июня 1790 года

Помимо трофея, это название в русском флоте носили ещё три линейных корабля — два 74-пушечных парусных и 84-пушечный парусно-винтовой. Эскадренный броненосец стал пятым и последним этого имени в российском флоте.

 судостроительный завод Уильяма Крампа в Филадельфии в начале 20-го века. Видна постройка грузового торгового судна.
судостроительный завод Уильяма Крампа в Филадельфии в начале 20-го века. Видна постройка грузового торгового судна.

Дата фактической закладки корабля точно не известна, где-то осенью 1898 года, официальная церемония состоялась 17(29) июля 1899 года при весе корпуса около тысячи тонн.

на стапеле. 1900 г.
на стапеле. 1900 г.

Надпись выгравированная на серебряной закладной доске:

«Эскадренный броненосец “Ретвизан” заложен 17/29 июля 1899 года в Филадельфии на заводе фирмы “В. Крамп и К°” при управлении Морским ведомством Его Императорского Высочества Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича при управляющем Морским министерством вице-адмирале Тыртове. В присутствии председателя комиссии, наблюдающего за постройкой судов в С. Америке, капитана 1 ранга Щенсновича и члена младшего судостроителя Черниговского».

Изготовление металлоконструкций для Броненосца Ретвизан на судостроительном заводе Уильям Крамп и сыновья
Изготовление металлоконструкций для Броненосца Ретвизан на судостроительном заводе Уильям Крамп и сыновья
Слева Ретвизан, вдали видны четыре трубы крейсера Варяга
Слева Ретвизан, вдали видны четыре трубы крейсера Варяга
Корпус эскадренного броненосца Ретвизан подготовленный к спуску на воду. Спуск на воду состоялся 10 октября 1900 г.
Корпус эскадренного броненосца Ретвизан подготовленный к спуску на воду. Спуск на воду состоялся 10 октября 1900 г.

Строили американцы быстро, в достатке было и квалифицированного персонала, материалов, нужных станков и инструментов. В целом производительность труда была выше российской в 2-3 раза.

Однако задержка все-таки случилась, из-за забастовки с августа 1899 до начала 1900 года график работ на верфи был сдвинут.

Спустили броненосец на воду 10(23) октября 1900 года, при готовности корпуса в 78%. Дальнейший график был сдвинут вправо из-за дополнительных изменений в проекте и задержки с поставкой орудийных башен. В мае 1900 года основная часть башенных установок была упакована и отправлена в США. Станки 305-мм орудий были отправлены позже.

«Ретвизан» ввели в строй в декабре 1901 года.

Наблюдающим за постройкой был назначен капитан 1 ранга М. А. Данилевский, однако он не смог наладить рабочие отношения с руководством верфи и собственными подчинёнными. Его отозвали и 10 (22) ноября 1898 года заменили капитаном 1 ранга Эдуардом Николаевичем Щенсновичем, первым и единственным командиром броненосца рРетвизан» в русском флоте.

Командир «Ретвизана» капитан 1 ранга Э. Н. Щенснович
Командир «Ретвизана» капитан 1 ранга Э. Н. Щенснович

29 августа (11 сентября) 1901 года «Ретвизан» начал заводские испытания. В сентябре он вышел в море, где развил скорость в 17 узлов. После докования на верфи в Бруклине корабль 4 октября дошёл до Бостона, а затем вернулся обратно. На борту находился младший брат главы фирмы Эдвин Крамп, сообщивший, что в штормовую погоду броненосец легко развил 18-узловой ход, а в течение часа шёл вообще на 19 узлах.

Американская газета Такома Таймс со статьей о новом русском броненосце
Американская газета Такома Таймс со статьей о новом русском броненосце

Крамп умел в рекламу, «Нью-Йорк Таймс» посвятила этому событию статью «Новый русский броненосец „Ретвизан“ бьёт все рекорды, держа скорость 18,8 узла в течение двенадцати часов». Увы, на официальных испытаниях 8 — 11 октября повторить рекорды не удалось. Лучшим результатом на испытаниях стали 17,99 узла при мощности 17 111,7 л. с. При этом заводская команда форсировала механизмы до беспредела: из труб вырывались языки пламени, на дымовых кожухах горела краска, а у одного из цилиндров лопнула колонка.

-14

Результатом долгих споров стало признание выполнения условия по 18-узловой контрактной скорости, а небольшой недобор объяснили неудачным шагом гребных винтов (что оказалось правдой). Комиссия составила список недоделок по результатам испытаний, фирма обязалась все исправить к 7 января 1902 года.

Крамп удачно увернулся не только от штрафа за недобор скорости, но и за срыв контрактных сроков постройки (вина обеих сторон, в том числе и заказчика была очевидна), получил честно заработанные 4 358 000 долларов (8 628 840 рублей) по контракту плюс 489 839 долларов за дополнительные работы, не предусмотренные первоначальным договором.

Крампу при этом удалось сдать заказчику корабль без строительной перегрузки, что для нашего флота уникальный случай. Строительство «Ретвизана» продолжалось около трех лет, для крупного российского корабля вообще не срок.

Подготовка к испытаниям. Осень 1901 г.
Подготовка к испытаниям. Осень 1901 г.
выход на испытания . Осень 1901 г.
выход на испытания . Осень 1901 г.
Эскадренный броненосец Ретвизан в сухом доке Филадельфии, апрель 1902 годаДостраиваемый броненосец Ретвизан в доке. Видна также подлодка Холланд
Эскадренный броненосец Ретвизан в сухом доке Филадельфии, апрель 1902 годаДостраиваемый броненосец Ретвизан в доке. Видна также подлодка Холланд
Достройка в доке . Справа подводная лодка Холланд
Достройка в доке . Справа подводная лодка Холланд
-19
В доке
В доке
на ходовых испытаниях
на ходовых испытаниях
В_США
В_США
Броненосец «Ретвизан» 1902 г.
Броненосец «Ретвизан» 1902 г.
10 марта 1902 г. Эскадренный броненосец Ретвизан официально принят в казну. Фотография сделана за несколько часов до подъема флага
10 марта 1902 г. Эскадренный броненосец Ретвизан официально принят в казну. Фотография сделана за несколько часов до подъема флага

Осень и начало 1902 года ушли на исправление замечаний и 10 (23) марта 1902 года на «Ретвизане» подняли андреевский флаг и вымпел. «Ретвизан» начал кампанию. Корабль принял прибывший из России экипаж, командиром был назначен капитан 1 ранга Э. Н. Щенснович. Несколько матросов успело сбежать с корабля, выбрав "свободу".

Матросский кубрик перед отплытием из Филадельфии
Матросский кубрик перед отплытием из Филадельфии

30 апреля(13 мая) 1902 года, дав прощальный салют, «Ретвизан» навсегда покинул Америку.

18 июня 1902 г. Высочайший смотр эскадренного броненосца
18 июня 1902 г. Высочайший смотр эскадренного броненосца
Ретвизан на большом Кронштадском рейде, лето 1902 года
Ретвизан на большом Кронштадском рейде, лето 1902 года
Эскадренный_броненосец_Ретвизан_на_большом_Кронштадском_рейде,_лето_1902_года
Эскадренный_броненосец_Ретвизан_на_большом_Кронштадском_рейде,_лето_1902_года

18 июня (1 июля) новенький броненосец участвовал в Высочайшем смотре на Большом Кронштадтском рейде, а затем отправился в Ревель для участия в грандиозном параде в честь встречи русского и германского императоров. Николай II не упустил случая похвастаться новыми кораблями, в том числе «Ретвизаном».

Встреча Германского Кайзера. Эскадренные_броненосцы_Ретвизан_и_Победа_на_Ревельском_рейде,_24_июня_1902_года
Встреча Германского Кайзера. Эскадренные_броненосцы_Ретвизан_и_Победа_на_Ревельском_рейде,_24_июня_1902_года
Эскадренные_броненосцы_Ретвизан_и_Победа_на_Ревельском_рейде,_24_июня_1902_года
Эскадренные_броненосцы_Ретвизан_и_Победа_на_Ревельском_рейде,_24_июня_1902_года
Победа и Ретвизан на ревельском рейде, 24 июня 1902 года
Победа и Ретвизан на ревельском рейде, 24 июня 1902 года
Эскадренные_броненосцы_Ретвизан_и_Победа_на_Ревельском_рейде,_24_июня_1902_года
Эскадренные_броненосцы_Ретвизан_и_Победа_на_Ревельском_рейде,_24_июня_1902_года
24 июня 1902 г. Встреча Кайзера
24 июня 1902 г. Встреча Кайзера
24 июня 1902 г. на параде в честь приезда Кайзера Вильгельма
24 июня 1902 г. на параде в честь приезда Кайзера Вильгельма
24 июня 1902 г. Ретвизан и Победа на параде в честь приезда Кайзера Вильгельма
24 июня 1902 г. Ретвизан и Победа на параде в честь приезда Кайзера Вильгельма
24 июня 1902
24 июня 1902
-37

-38
Retvizan&Pallada1902
Retvizan&Pallada1902

Но главным было усиление Тихоокеанской эскадры. Подготовленный отряд под командованием контр-адмирала Э. А. Штакельберга (флаг на «Ретвизане») из Либавы 31 октября (13 ноября) отправился на Дальний Восток. С«Ретвизаном» ушли броненосец «Победа», крейсера «Богатырь», «Диана» и «Паллада», а затем крейсера «Аскольд», «Боярин», «Новик» и семь миноносцев.

Первыми на рейд Порт-Артура 21 апреля (3 мая) 1903 года прибыли «Ретвизан» и «Паллада», остальные дошли позже.

Покраска броненосца Ретвизан в боевой цвет в августе 1903 г.
Покраска броненосца Ретвизан в боевой цвет в августе 1903 г.

Ретвизан и Паллада перед уходом на Дальний Восток, сентябрь 1902 года
Ретвизан и Паллада перед уходом на Дальний Восток, сентябрь 1902 года
Ретвизан в Алжире, по пути на Дальний Восток. Декабрь 1902
Ретвизан в Алжире, по пути на Дальний Восток. Декабрь 1902
Броненосец Ретвизан и крейсер Паллада в порту Сабанг . Индонезия.
Броненосец Ретвизан и крейсер Паллада в порту Сабанг . Индонезия.

1— «Ретвизан» в парадной окраске, Балтика, 1902 г. 2— «Ретвизан» в боевой окраске, Порт-Артур, январь, 1902 г. 3— «Хидзен» (бывший «Ретвизан»), 1908 г
1— «Ретвизан» в парадной окраске, Балтика, 1902 г. 2— «Ретвизан» в боевой окраске, Порт-Артур, январь, 1902 г. 3— «Хидзен» (бывший «Ретвизан»), 1908 г
-45
-46
-47
-48

-49
-50

-51
-52
Retvizan_Brassey's1915_corrected
Retvizan_Brassey's1915_corrected
-54
-55

«Ретвиза́н» («Хидзэн» (1905—1924)). William Cramp and Sons, Филадельфия. Заводской № 300. Заказан 2 мая 1898. Строительство начато 17(29) июля 1899. Спущен на воду 10(23) октября 1900. Введён в эксплуатацию декабрь 1901 или 23 марта 1902. Потоплен японскими гаубицами в Порт-Артуре 6 декабря 1904 года. Выведен из состава флота 24 ноября 1904 (Россия).

Захвачен японцами 2 января 1905. Ремонт 27 ноября 1905 - ноябрь 1908. Реклассифицирован 1 сентября 1921 как корабль береговой обороны 1-го ранга. Исключен апрель 1922. Выведен из состава флота 20 или 23 сентября 1923. Затоплен как артиллерийская мишень, 25 июля 1924

Водоизмещение нормальное фактическое 12 410 тонн (по проекту — 12 746 тонн), фактическое в 1903 — 12 902 тонн, порожнем — 10 571 тонн. нормальное 12 780 длинных тонн (12 985  тонн ); 13 106 тонн. Длина наибольшая 117,85 м, по ватерлинии 116,5 м, 114,6 м. ширина габаритная 22 м, осадка порожним 6,43 м, в полном грузу 7,6-7,92 м, высота корпуса 13,1 м.
Двигатели-Две вертикальные паровые машины тройного расширения, 24 котла Никлосса, проектная 16 000 л. с., фактическая на испытаниях 17 600 л.с. Движитель 2 винта. Скорость проектная 18 узлов, фактически достигнутая на испытаниях 17,99 узла, после ремонта и модернизации в Японии — 18,8 узлов. Дальность плавания 10-узловым ходом с нормальным запасом угля 4900 миль, с полным запасом — 8000 миль. Запас угля нормальный 1016 тонн, полный 2250 тонн. Экипаж 743-750 человек (28 офицеров, 722 матроса)
Бронирование. Пояс крупповской брони (78х2,14м)— 51-127-229 мм, верхний пояс (78х2,3)— 152 мм, траверзы — 178 мм, каземат — 127 мм, башни — 229 мм, крыша башен — 51 мм, барбеты — 102…203 мм, рубка — 254 мм. палуба 51–76 мм(скосы).
Вес брони: 3300 тонн (25,8%)
Вооружение-4( 2 × 2)× 305-мм/40(76) орудия, 12 × 1 × 152-мм/45(199) Канэ, 20 × 1 × 75-мм/50 (325) Канэ, 24 × 1 × 47-мм/43 Гочкиса, 6-8 × 37-мм/23 Гочкиса, 2 × 63,5-мм/19 десантных орудия Барановского, 2- 4 пулемёта. Минно-торпедное вооружение - 6 торпедных аппаратов калибра 380 или 450 мм (4 надводных, 2 подводных) (17 торпед). 45 мин. 4 мины Уайтхеда для 56-фунтовых минных катеров; 4 метательные мины для 40-фунтовых паровых катеров.


Автор модели и проекта «Минифлот» — Дмитрий Копилов
Автор модели и проекта «Минифлот» — Дмитрий Копилов
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66

-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73

В конструкции корпуса броненосца было использовано множество нетрадиционных для российского кораблестроения решений. Использовались элементы русской, английской и американской школ кораблестроения. Основу проекта составляли проекты «Пересвета» и «Князя Потёмкина-Таврического», но были черты и американских броненосцев типа Illinois и американского броненосного крейсера «Нью-Йорк».

Нормальное водоизмещение броненосца составляло 12 780 длинных тонн (12 985  тонн ), корпус был разделен четырнадцатью поперечными водонепроницаемыми переборками и одной продольной осевой переборки в машинном отделении. Длина корабля 382 фута 3 дюйма (116,5 м) по ватерлинии и общая длина 386 футов 8 дюймов (117,9 м), ширина 72 фута 2 дюйма (22 м) и осадка 25 футов (7,6 м). Метацентрическая высота составляла 3 фута 2 дюйма (1,0 м). По всей длине корпуса шло двойное дно глубиной до 0,9 м в районе машин и котлов и до 1,5 м в районе артпогребов, вверху стыкующееся с нижней кромкой бронепалубы.

Гладкопалубный корпус с высоким надводным бортом и тремя сплошными палубами- верхней, батарейной, жилой (броневой), а также верхней и нижней платформой. Полнота обводов корпуса -коэффициент 0,678 (максимум среди броненосцев русского флота). «Ретвизан» впервые в Российском флоте получил новую систему обеспечения непотопляемости, каждый водонепроницаемый отсек оснащался автономной водоотливной системой с электрическими приводами.

Экипаж состоял из 23 офицеров и 722 рядовых. На момент вступления в строй по штату экипаж корабля насчитывал 19 офицеров и приравненных к ним чинов, 7 кондукторов, 60 унтер-офицеров и 675 рядовых, всего 761 человек. В январе 1904 года, накануне войны, фактическая численность экипажа составляла 743 человека.

Корабль строился как флагман, на батарейной палубе в кормовой части были оборудованы обширные адмиральские помещения и каюты для офицеров штаба. Кают-компания, каюты командира и офицеров корабля находились ниже, на жилой палубе. Мебель изготавливалась из металла.

На корабле было два хорошо оборудованных лазарета на жилой палубе внутри броневой цитадели— походный (по левому борту в носу) и боевой (по правому, в районе носовой башни за броневым поясом).

Общий уровень обитаемости был выше, чем на большей части кораблей российского флота, достаточное количество душевых для кочегаров, просторная прачечная и т.д. Благодаря американскому происхождению его электрификация также соответствовала самым высоким требованиям, имелась даже электрическая тестомешалка.

Силовая установка состояла из двух вертикальных трехцилиндровых ( по другим данным четырёхцилиндровых) паровых машин тройного расширения и 24 водотрубных котла Никлосса. Опыт эксплуатации показал, что котлы сложны, ненадежны и требуют больше специально обученной команды. Расчетная мощность машин 16 000 л.с.

Niclausse_boiler_(Britannica,_1911)котёл Никлосса
Niclausse_boiler_(Britannica,_1911)котёл Никлосса

На котлах Никлосса настоял Крамп, который был его представителем. Он сумел убедить и генерал-адмирала, хотя стандартом русского флота уже были котлы Бельвиля. На ходовых испытаниях машины выдали мощность 17 111 л.с. и была зафиксирована максимальная скорость 17,99 узлов , что чуть ниже контрактной скорости в 18 узлов. Однако, Крамп заявил 18,01 узла, чтобы избежать штрафных санкций по контракту.

-75

Уже после прибытия в Россию инженеры скорректировали шаг винта и добились реального превышения 18 узлов. При стандартной загрузке в 1016 длинных тонн (1032 тонн) угля обеспечивалась дальность 4900 морских миль при скорости 10 узлов и при максимальной нагрузке в 2000 длинных тонн (2032 тонн), по другим данным до 2250 тонн, она увеличивалась до 8000 морских миль на той же скорости. К топкам уголь подавался в рельсовых тележках, шлак поднимался наверх электрическими лебёдками.

Общий вес брони на «Ретвизане» составлял 3300 длинных тонн (3353 тонн) или 25,8% водоизмещения, что делало его одним из самых защищенных кораблей флота. Основная часть брони-американского производства. Почти вся вертикальная броня корабля была закалена по способу Круппа, горизонтальная (палуба и крыши) выполнялась из «экстрамягкой никелевой стали».

Главный броневой пояс (34 плиты) имел максимальную толщину 9 дюймов (229 мм), которая снижалась до 5 дюймов (127 мм) у нижнего края. Его длина составляла 256 футов (78,0 м), а высота - 7 футов (2,14 м), из которых около 3 футов (0,9 м) находилось над ватерлинией.

Верхний пояс толщиной 6 дюймов был такой же длины, как основной, и имел высоту 7 футов 6 дюймов (2,3 м). Броневые листы толщиной 2 дюйма (51 мм) защищали оконечности корабля на высоту, равную высоте основного и верхнего поясов вместе взятых.

Переборки толщиной 7 дюймов (177,8 мм) обеспечивали поперечную защиту жизненно важных органов корабля. Траверсы по высоте прикрывали главный и верхний пояса (в сумме 4,44 м) и вместе с ними образовывали броневую цитадель.

Над верхним поясом начинались казематы шестидюймовой батареи. Броня нижнего каземата имела толщину 5 дюймов (127 мм), а орудия разделяли броневые экраны никелевой стали толщиной 1,5 дюйма (38 мм).

На верхней палубе пушки стояли в индивидуальных казематах, защищённых с внешней стороны 127-мм плитами, а с внутренней — полукруглыми 37-мм переборками- щитами, закрывавшими орудия.

Лоб и борта башни имели толщину 9 дюймов (229 мм, по данным Мельникова 254 мм) и 2-дюймовую крышу. Вертикальная броня крепилась на 76-мм деревянной подкладке. Их барбеты имели толщину 8 дюймов (203 мм) над верхней палубой, но уменьшались до 4 дюймов (102 мм) под ней.

Боевая рубка и ее труба связи имели стенки толщиной 10 дюймов (254 мм). Однако её конструкция, как и на большей части русских кораблей, была неудачной, с широкими смотровым щелям и выпуклой грибовидной крышей.

Карапасная двуслойная броневая палуба внутри центральной цитадели находилась на одном уровне с верхом основного пояса и имела наклон вниз, чтобы соответствовать нижнему краю главного пояса. Ее толщина составляла два дюйма на равной части и 2,5 дюйма (64 мм) на скосах. Вне цитадели, в носовой и кормовой части, палуба утолщалась до 3 дюймов (76 мм) и усиливала таранную носовую часть

Схема 305-мм башенной установки
Схема 305-мм башенной установки

Вооружение для «Ретвизана» изготавливалось в России, в основном на Обуховском заводе, устанавливалось в США. Главный калибр- 12-дюймовые орудия с длиной ствола 40 калибров в сдвоенных башнях с центральным шарниром и электроприводом французского типа в оконечностях. Орудия имели максимальный угол возвышения +15° и могли опускаться до −5°.

Боекомплект по 76-77 снарядов на ствол, скорострельность- по одному выстрелу каждые 80–90 секунд (0,5 - 2 выстрела в минуту). Ручное открывание замка требовало порядка 30 сек., а подача снаряда из погреба — 70 сек. Минимальное время заряжания составляло при хорошо подготовленной прислуге 66 секунд. 730-фунтовый (330 кг) снаряд с начальной скоростью 790 м/с поражал цели на дальности 11 000 м. Сектор обстрела 260°.

Башни главного калибра были изготовлены на Санкт-Петербургском Металлическом заводе – основном поставщике башен для российского флота.

Средний калибр включал двенадцать скорострельных 152-мм пушек Канэ Pattern 1892 (QF) с длиной ствола 45 калибров, имевших боезапас 199 выстрелов на ствол. Восемь орудий размещались в каземате на батарейной палубе, разделенные противоосколочными переборками, ещё четыре стояли на верхней палубе в индивидуальных казематах. Все пушки оснащались 51-мм противоосколочными щитами. Угол обстрела орудий на батарейной палубе составлял 120°, на верхней  122°, погонный или ретирадный огонь могли вести лишь крайние орудия. Снаряд весом 41,4 кг с начальной скоростью 800 м/с летел на максимальная дальность 11 000 м со скорострельностью от трех до пяти выстрелов в минуту.

Броненосец имел мощное противоминное вооружение- полсотни стволов.

Двадцать 75-миллиметровых (3 дюйма) 50-калиберных орудий QF Канэ образца 1892 года размещались в амбразурах на главной палубе (14), восемь в носовой и шесть в кормовой части, и на верхней палубе между шестидюймовыми казематами в районе миделя (6). Боекомплект-325 унитарных снарядов на ствол. 4,9 кг снаряд с начальной скоростью 820 м/с на максимальную дальность 6405 м при скорострельности от двенадцати до пятнадцати выстрелов в минуту. Защитой им была только бортовая сталь.

75-мм_орудие_Канэ
75-мм_орудие_Канэ
-78

Двадцать четыре 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудия Гочкиса стояли по четыре в каждом боевом марсе и по восемь на каждой стороне надстройки. Их снаряд массой 1,5 кг имел начальную скорость 650 м/с.

Шесть 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий Гочкиса были установлены на крыльях мостика. Они стреляли снарядами массой 0,50 кг с начальной скоростью 470 м/с. Эти пушки можно было установить на паровые катера.

«Ретвизан» имел шесть 15-дюймовых (381-мм) торпедных аппаратов , четыре находились над водой: по одному в носовой и кормовой части, а также пара кормовых бортовых труб; передние бортовые трубы находились под водой. Четыре аппарата были неподвижными( два надводных, носовой и кормовой и два располагались побортно перед передней башней под водой). Поворотные размещались на жилой палубе перед кормовой башней. Торпедные аппараты производства Металлического завода. Боекомплект 17 торпед. Калибр торпед спорный, в основном упоминается 381 мм, но по расчетам не исключены и 450 мм (450-мм мины Уайтхеда образца 1897 года).

Помимо торпедных аппаратов самого корабля, имелись четыре 381-мм мины Уайтхеда образца 1880 года для 56-футовых минных катеров, четыре метательные мины для 40-футовых паровых катеров и 45 мин заграждения образца 1893 года. Последние хранились на нижней носовой платформе в погребе впереди отделения подводных торпедных аппаратов; их постановка осуществлялась с помощью паровых катеров и специальных плотиков.

По проекту на корабле было два минных катера второго класса, каждый из которых был оснащен одним торпедным аппаратом и небольшой скорострельной пушкой.

Противоторпедное ограждение включало стальную сеть и 22 шеста-выстрела (по 11 на борт).

36-футовый минный катер Ретвизанчик броненосца Ретвизан
36-футовый минный катер Ретвизанчик броненосца Ретвизан
36-футовый минный катер Ретвизанчик броненосца Ретвизан
36-футовый минный катер Ретвизанчик броненосца Ретвизан
Ретвизанчик
Ретвизанчик

Броненосец также имел на вооружении две 63,5-мм десантные пушки системы Барановского и два (позже четыре) пулемёта системы Максима, а также 452 трёхлинейные винтовки и 24 «нагана».

Система управления артиллерийским огнём включала один дальномер Барра и Струда и пять микрометров (стадиаметрических дальномеров) Люжоля, информация от которых передавалась в боевую рубку, где артиллерийский офицер выставлял на задающем циферблате наиболее вероятную, по его мнению, дистанцию, а также указывал направление на цель и тип снарядов с помощью курсового и снарядного циферблатов. Эти данные с помощью электромеханической системы управления огнем Гейслера поступали на принимающие циферблаты в башнях, на батареях и погребах. Микрометры обеспечивали определение дистанции по известной вертикальной величине цели, обычно мачтам (расчет по углу между двумя вертикальными точками на вражеском корабле, обычно ватерлинией и марсом) на дистанции до 40 кабельтовых, что на практике оказалось совершенно недостаточным. Кроме того, система не была защищена от короткого замыкания.

Электроэнергией корабль обеспечивали шесть парогенераторов (пародинамо) фирмы «Дженерал Электрик». Каждый генератор включал паровую машину тройного расширения и два шестиполюсных генератора постоянного тока напряжением 105 В. Два парогенератора имели мощность по 132 кВт, остальные четыре — по 66 кВт. Они размещались тремя независимыми группами за броневой защитой: четыре на верхней платформе (между машинным и кормовым котельным отделениями и перед носовым котельным отделением) и ещё два (по 66 кВт) — на жилой палубе левее барбета носовой башни.

На броненосце было 53 электродвигателя суммарной мощностью 528 кВт, 1300 лампочек и шесть 75-см боевых прожекторов ( два на мачтах, на высоте 23,5 м от ватерлинии и с углом освещения 320°), два на носовом мостике (15,9 м, 260°) и два на кормовом (15 м, 120°). На 56-футовых минных катерах устанавливались 40-см прожекторы.

Для аварийного освещения и питания ходовых огней применялась аккумуляторная батарея. Имелась также штатная электрическая иллюминация.

На спардеке размещались плавсредства-по два 56-футовых минных катера, 40-футовых паровых катера, 20-вёсельных баркаса, 16-вёсельных рабочих катера, 14-вёсельных катера, 12-вёсельных вельбота и 6-вёсельных яла — всего 14 единиц. Минные катера имели водоизмещение 18 тонн, длину 17,08 м, ширину 2,97 м, скорость до 12,5 узлов и вооружались 381-мм торпедным аппаратом, пушкой Гочкиса и пулемётом. Паровые катера имели водоизмещение 11,7 тонн, длину 12,2 м, ширину 2,82 м и скорость до 9,5 узлов; вооружались метательным аппаратом для несамоходных мин. Спуск и подъём шлюпок осуществлялся двумя электрическими кранами с вылетом стрелы около 8 м.

Корабль имел телефонную связь и систему звонковой сигнализации. В России на нём установили радиостанцию.

-82
-83
-84
-85
-86
-87
-88
-89

-90

В целом, российский флот во вменяемые сроки и за вменяемые деньги получил один из лучших своих броненосцев, собравший лучшее из трех школ мирового судостроения. Можно только гадать, насколько повлияла бы на судьбу Порт-Артура постройка сразу двух таких кораблей, как предполагалось.

Многие историки кораблестроения считают его лучшим броненосцем времен русско-японской войны. «Ретвизан» стал одним из первых первыми кораблей российского флота, полностью оборудованным внутренней телефонной и радиосвязью, а так же удобными помещениями для экипажа, даже с душевыми кабинами и своей хлебопекарней.

Крамп и США тоже внакладе не остались, помимо денег и нового опыта они получили проект, на котором была создана следующая и довольно удачная серия американских броненосцев.

Больше, лучше, подробнее ЗДЕСЬ:

-91

Боевая служба броненосца-в отдельной статье.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам