Чтобы развивать ребёнка, необязательно покупать вагон игрушек, игр и пособий. При нелинейном взгляде на вещи в каждом доме найдёшь не один десяток «развивашек». С подручными материалами можно провести множество увлекательных игр.
Расскажу о нескольких наших играх, организованных по принципу «из того, что есть дома». Эти развлечения полезны для мелкой моторики.
1. Миссия «Спасение»
Это короткая игра (подготавливаю дольше, чем играем). Моему трёхлетке она нравится.
Понадобится какой-нибудь большой прочный лист, доска или плоская ёмкость: например, поднос, противень, блюдо, крышка от обувной коробки и т.п. Я использую поддон от старой микроволновки или жестяную коробку (от игры Магнетикус). Это у нас стена темницы, пещеры или подземелья.
Далее нам необходимо подобрать «узников»: обычно у нас это фигурки животных или динозаврики. Иногда — маленькие машинки. Я их приклеиваю скотчем к «стене».
Сначала — завязка. Что-нибудь в таком духе: «Злой Грузовик похитил маленькие машинки и заточил их в подземном гараже. Он сказал, что съездит за монстр-траком — и тот расплющит их. Надо срочно спасти машинки!».
Грузовик уезжает за монстр-траком, а машинки молят о помощи. И тут появляется он — Суперспасатель! Он должен как можно быстрее освободить узников от оков и помочь им покинуть подземелье.
Пока Злой Грузовик (которым управляю я) ездит за монстр-траком, ребёнок убирает скотч и освобождает машинки.
Чтобы быстро снять скотч, нужна определенная ловкость пальцев.
Если играем с фигурками животных, придумываю что-нибудь другое. Обычно их похищает злой Бармалей — чтобы увезти в Африку и отдать акуле Каракуле или чтобы продать их в плохой зоопарк.
2. «Большая стирка»
Стираем мы обычно одёжку из игрового набора для купания («Акваодевашки» Elbasco). Куколка и одежда изготовлены из вспененного материала ЭВА (похожего на резину, из таких делают детские коврики).
Стираем под струёй воды или понарошку в сухой ёмкости. А вот развешиваем всегда по-настоящему. Я натянула толстую нить прямо на сушилку для вещей. То есть игрушечная одёжка висит рядом с нашей. Сначала ребенок сам цепляет её на прищепки, а потом (спустя пару часов или вообще на следующий день) сам снимает.
Можно развешивать настоящую кукольную одежду из ткани. Но у меня сын, поэтому у нас есть только одна кукла (пупс-мальчик) — его гардероба явно недостаточно для нормальной тренировки рук. Хотя и его вещи мы тоже иногда стираем.
Подойдёт для такой игры и картонная одежда.
3. Научная лаборатория и очень странные яйца (или капсулы, камни, неопознанные объекты).
У нас есть сетчатые мячики Oball. Это игрушки для младенцев. Покупала их сыну в его 4-5 месяцев. Когда он из этих игрушек вырос, я их никому не отдала и, конечно же, не выбросила. Подумала: вдруг пригодятся. И они пригодились.
Вместо таких или похожих мячиков можно использовать какую-либо безопасную ёмкость, которую не очень легко опустошить — например, пластиковую бутылочку. Подобные игры проводят и с крупными венчиками.
Я беру бумагу для выпечки или салфетки из вискозы, нарезаю полосками. Это наполнитель. Придумываю, что будет скрыто в яйце-капсуле. Например, какая-нибудь зверушка или старинная монета. Частично заполняю мяч полосками, прячу в середину сюрприз, затем докладываю наполнитель, чтобы мяч был довольно туго набит. Так поступаю с обоими имеющимися у нас мячиками.
Сообщаю сыну: «Коллега, нам надо срочно отправляться в лабораторию. Со дна океана достали две очень странные капсулы. Необходимо их вскрыть и узнать, что внутри».
Яйца, капсулы, камни или неопознанные объекты — эти предметы могут быть найдены в океане, или в пустыне, или под землёй. А бывает, что они прилетают из космоса.
Мы даже надеваем белые халаты (а точнее — старые папины рубашки). И начинаем исследование — вынимаем полоски из мячиков. Можно делать это пальцами или пинцетом.
Потом мы рассматриваем то, что нашли в капсуле, и размышляем над тем, как оно там оказалось.
По окончании мы снова наполняем мячики полосками, только уже без «сердцевины». Заталкивать полоски в шар сложнее, чем вынимать. Это хорошая тренировка для детских ручек.
4. Чистка водоёма
Наливаю в миску воду, высыпаю туда деревянные бусины. Бежевые — это мусор, грязь. Зелёные — это растения, их убирать из воды не надо.
Ребёнок вылавливает бусины заварочной ложкой (раскрывается при нажатии на неё). Подробнее об этой и следующей игре рассказывала в одном из предыдущих постов: "Две игры с водой для мелкой моторики".
5. Переливание из непустого в порожнее
Ещё одна игра с водой. Беру две ёмкости: наполненную и пустую. С помощью прилагающегося инструмента надо переместить воду из одной ёмкости в другую. Инструмент — это кусочки губки, пипетка, шприцы без игл, аспиратор-груша, мягкий флакон от глазных капель, микростаканчик. В общем, то, что удалось найти дома. Условие для игры: при переливании должен быть использован каждый из инструментов, хотя бы кратковременно.