Массовый голод поразивший население Нидерландов в последнюю военную зиму, унес более 20 тысяч жизней. Причиной голода стал запрет наложенный Германией на поставку продовольствия в страну после провала операции Маркет Гарден и в ответ на забастовки железных дорог, охватившей страну в сентябре 1944 года. Почти 4,5 миллиона голландцев оказавшиеся в зоне бедствия выживали только благодаря благотворительным столовым.
Во время второй мировой войны вплоть до осени 1944 года, Нидерланды не имели серьезных проблем с продовольствием, хотя население и находилось на полуголодном пайке. Люди не доедали , но откровенного голода не было.
Все изменилось в сентябре 1944 года, когда союзное командование начало операцию «Маркет Гарден». Голландцы, как и поляки с Варшавским восстанием, попали! Вечером 17 сентября, по решению премьер-министра в изгнании Питера Гербранди , подпольное «Радио Оранье» призвало ко всеобщей забастовке на железной дороге. Большинство служащих железной дороги, оставили рабочие места, многие ушли в подполье. Гербранди надеялся, что «уже в пятницу мы будем в Амстердаме», а в условиях конца войны, нужно было показать, что Нидерланды активно сопротивлялись нацистскому режиму Германии. Забастовка могла стать значимым фактором в успехе «Маркет Гарден», но операция провалилась.
Немцы в течение десяти дней перебросили необходимое число железнодорожных рабочих и служащих и взяв под контроль железную дорогу, смогли возобновить поставки оружия и боеприпасов, переброску войск и техники. А голландцы попали, возмущенные «ударом в спину», немецкие власти заняли жесткую позицию в обеспечении гражданского населения продовольствием. Уже 18 сентября официальные обращения в прессе давали понять: «остановка железных дорог означает прекращение поставок еды». В качестве ответной меры немцы, приостановили все перевозки на баржах по каналам и рекам. Меж тем пик поставок приходился на осень. Запрет был частично снят 8 ноября, и перевозка продовольствия по каналам вознобновились, однако необычно суровая и ранняя зима сковала льдом водные магистрали. Запасы продовольствия подходили к концу. В Нидерландах наступила гуманитарная катастрофа.
Взрослое население к концу сентября получало уже менее 1000 килокалорий в день. В конце февраля 1945 года рацион в западных районах страны снизился до 580 ккал. Отходящие части вермахта взрывала мосты и шлюзы, еще более затрудняя перевозки, а сражения нарушили работу сельского хозяйства страны. Сначала 100 г сыра выдавались раз в две недели, талоны на мясо стали ничего не стоящей бумагой. Хлебный паек сократился с 2,2 до 1,8 киллограм, а затем до 1,4 кг. в неделю. Затем он упал до 1000 г в октябре, а в апреле 1945 года до 400 граммов в неделю, это на порядок меньше чем в самый тяжелый период блокады Ленинграда . Вместе с килограммом картофеля, это составлял весь еженедельный рацион. Черный рынок упал до нуля, пропал газ, отключилось теплоснабжение и электроэнергия, кругом был только холод и голод.
Горожане преодолевали десятки километров пешком, предлагая фермерам, ценные вещи в обмен на еду, просто мешочники , как в Гражданскую войну в России!
Люди ели все что найдут, даже лукавицы тюльпанов и мороженную свеклу.
Чтобы как то обогреться, разбирали даже трамвайные пути , извлекая деревянные шпалы.
Умершие люди лежали на улицах.
Этот ужас продолжался почти до весны 1945 года . И только благодаря усилиям благотворительных организаций создавших сеть столовых для голодающих и усилиям 1-й армии Канады в мае 1945 года освободивший Нидерланды, умерших было сравнительно не много.