Пламя войны бушевало на Советской земле. Немецко - фашистское командование продолжало наращивать стратегическое наступление на восточном фронте. Была оккупирована и вся Брянщина…
Было очевидно, что боевые действия пройдут и на территории Жирятинского района. 30 июля 1941г. Государственный комитет обороны принял решение о строительстве рубежа обороны для армий второго эшелона западного фронта.
На оборонительных позициях 260-ой стрелковой дивизии немцами намечался вспомогательный удар полнокомплектными 31-ой и 167-ой пехотными дивизиями. У нас войск не хватало, поэтому 260-я имела линию обороны 44 км (это в 4 раза больше, чем полагалось в обороне по уставным нормам) от Димитрова до Столбы. Командир дивизии со штабом располагались в лесу юго-восточнее Жирятина, в районе деревни Красный Пахарь.
Командование Брянского фронта понимало сложное положение 260-ой и разрешило использовать на Жирятинском направлении оперативный резерв фронта — 108-ю танковую дивизию и 255-й стрелковый полк 278-ой стрелковой дивизии.
Слишком дорогая плата была за 4 октября 1941 года, бои у деревни Павловичи. Основные же события 4 октября развернулись на полях в районе деревень Горбачи, Пашково, Павловичи и села Жирятино.
В 10 часов утра 108-я танковая дивизия пошла в атаку на Павловичи со стороны оврагов совхоза "Жирятинский" (где зерносклад и КЗС). Наступали 108-й мотострелковый, 108-й артиллерийский, 216-й танковый полки. К 12 часам заняли восточную окраину деревни Павловичи. В 13 часов отбили контратаку немцев со стороны Пашково, Горбачей, но из Павлович пришлось уйти. Вторую атаку наши войска наметили на 14.00, но не получилось, так как немцы вызвали авиацию: 12 самолётов дважды (в 14.00 и 17.30) бомбили наши окопы, блиндажи, танки возле с. Жирятино. Были потери. Трижды фашисты пытались выбить наших бойцов с укрепленных рубежей, но безуспешно. Бои под Жирятино неравные, тяжёлые, кровопролитные не дали немцам быстро захватить Брянск: пехотинцы, танкисты, артиллеристы почти на неделю задержали наступление врага. Поле боя между Павловичами, Жирятино, Пашково, Горбачами представляло нерадостную картину: много погибших наших воинов, так как дрались за каждый метр земли. Участвовало в бою под Павловичами около 40 советских танков. В "Журнале боевых действий 108-ой танковой дивизии" отмечается за 4 октября 1941 года: "…убитыми, ранеными, пропавшими без вести — 414 человек". Это статистика только 108-ой танковой дивизии, а сколько погибло в этот день в 260-ой, 278-ой, 290-ой стрелковых дивизиях сведений у нас, к сожалению, нет.
Так мирное хлебное поле стало последним боевым рубежом для советских солдат. Погибшие бойцы были похоронены в братской могиле. Спустя два года, 1943 году в этом поле прибавилась число погибших, во время освобождения Жирятинской земли.
И скромный обелиск возле деревни Павловичи воздвигнут в память погибших и 1941- го и 1943-их годов.
2015 году был торжественно открыт памятник недалеко от деревни Павловичи, у обочины дороги. Открытие памятника было посвящено 73-й годовщине того же боя, произошедшего 4 октября 1941 года у деревни Павловичи, в котором сражались советские воины 108-й танковой и 260-й стрелковой дивизий.
Благодаря Алексею Балашову, (родному племяннику бойца Владимира Петровича Волкова, который сражался на этом поле), историка – краеведа Владимира Коваленко и участникам поискового отряда были восстановлены хронология событий и имена тех, кто участвовал в неравном бою 1941 г. 4-го октября.
Пополнился список погибших в бою 4-го октября:
это старший сержант Венжега Иван Александрович, уничтожил 3 вражеских танка и много пехоты врага, старший лейтенант Луценко Сергей Павлович, старший лейтенант, командир роты 216 танкового полка 108 отдельной танковой дивизии Соболев Степан Федорович, командир 216 танкового полка, майор Квитницкий Лев Борисович . Во время войны был - начальником штаба 216-го танкового полка, затем командиром 216-го танкового полка. Красноармеец, пулемётчик второго отделения батальона 108-ого моторострелкого полка 108 отделения, Егоров Павел Васильевич
Погиб в боях под Павловичи 4-го октября.Посмертно награждён Орденом Красного Знамени.
Они все 8-го января в 1942 года посмертно были награждёны Орденом Красного Знамени.