20 марта, в пятницу, прошло заседание Центрального Банка по ключевой ставке. Было принято решение оставить её на уровне 6%.
Почему? Ответ в заявлении Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания, поэтому разберем его.
Совет рассматривал 3 варианта решения по ставке.
1. Поднять ставку.
Вспомним, что из-за низких цен на нефть курс доллара подскочил. Падение рубля приводит к росту цен за счет удорожания импортных товаров и их отечественных заменителей. Потребительская паника в супермаркетах лишь усиливает эту тенденцию.
Увеличение ключевой ставки помогло бы укрепить рубль и немного сдержать инфляцию. Более высокая ставка в теории может привлечь финансовый капитал и увеличить спрос на рубль. Тем не менее, высокие ставки снижают потребительскую и инвестиционную активность внутри страны, оказывая давление на ВВП.
2. Снизить ставку.
Во многих других странах, включая США, ставку процента снижали. Идея здесь в том, чтобы стимулировать ВВП на фоне сокращения спроса из-за коронавируса. Та же логика актуальна и для России.
Тем не менее, снижение ставки может подстегнуть инфляцию и привести к дальнейшему обесценению рубля. Поэтому у такого решения тоже есть свои риски и недостатки.
3. Оставить ставку неизменной.
Это как раз тот вариант, который выбрал ЦБ РФ. Сохранение ставки балансирует оба риска. Риск роста инфляции и обесценения рубля в краткосрочном периоде, и сокращение спроса из-за вируса в более долгосрочном.