Международный финансовый рынок переживает нелегкие времена, связанные с падением цен нефть и снижением экономической активности населения, а также с кризисом региональных экономик, обусловленным карантином и режимом чрезвычайного положения во многих странах мира. Майские фьючерсы на нефть марки Brent на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) упали на 13,4%, до $ 30,68 за баррель.
Как скажется надвигающийся финансовый кризис на экономике Армении и соседних с ней стран, корреспондент Armenia Today обсудил со старшим научным сотрудником отдела международных отношений Института востоковедения НАН РА, специалистом по вопросам энергетической геополитики и международной безопасности Арменом Манвеляном.
— Господин Манвелян, какова нынешняя ситуация на рынке нефти?
— Причиной падения цен на нефть на мировом рынке стала фактическая остановка экономики Китая, который является крупнейшим в мире потребителем нефти. В условиях эпидемии коронавируса эта страна больше не покупает столько нефти, сколько раньше, до вспышки вируса. По разным подсчетам, спрос Китая снизился на 1-2 миллиона баррелей. Этот спад начался еще в декабре прошлого года. Последние события – вспышка коронавируса в Китае, отсутствие соглашения по добыче нефти в рамках ОПКЕ+ (между Россией и Саудовской Аравией) – привели к более быстрому падению цен на нефть. К тому же, в последнее время многие авиаперевозчики приостановили полеты по разным направлениям. На данный момент наблюдается примерно 70-процентный спад авиаперевозок, что, в свою очередь, способствует падению цен на нефть.
В целом цена на нефть довольно низкая. Впрочем, и при такой цене крупные производители нефти смогут удержаться на плаву, но для «мелких игроков» это серьезный удар, особенно если эта ситуация будет продолжительной.
— Приведет ли падение цен на нефть к мировому кризису, если до 1 апреля не будет достигнуто соглашение о сокращении объемов ее добычи?
— В мировой экономике уже наблюдаются все признаки кризиса. Подешевение нефти привело также к снижению цен на медь и другие металлы, в том числе даже на золото, правда, это продлилось недолго, цена на золото уже стабилизируется. Тем не менее, сейчас мы находимся в преддверии серьезного финансового кризиса: если стороны (Россия и Саудовская Аравия) не смогут прийти к какому-то соглашению, падение цен на нефть на мировом рынке ниже 20 долларов приведет к катастрофе.
— Что именно может поспособствовать стабилизации мировых цен на нефть?
— Есть два фактора, имеющих самое прямое отношение к ценообразованию на мировом рынке нефти. Первый из них связан с намерением президента США Трампа закупить огромные объемы дешевой нефти с целью пополнения резервов страны. Второй фактор – достижение согласия между саудитами и русскими. Эти два фактора вкупе обеспечат определенную стабильность на рынке нефти, но полностью ситуация не нормализуется.
— К каким геополитическим трансформациям приведет эта ситуация?
— В целом, эти трансформации начались лет 5-6 назад, в итоге приведя к нынешней ситуации. Если раньше в энергетической геополитике были два центра — Персидский залив как производитель и США как потребитель, то сейчас Персидский залив больше не доминирует на рынке нефти. Сегодня большую роль играет Россия, а самыми большими потребителями являются не Соединенные Штаты, а Китай. По сути, сейчас есть 4 глобальных игрока на мировом рынке: Саудовская Аравия и Россия как основные производители, и США и Китай — как потребители.
-Какое влияние окажет падение цен на нефть на соседний Азербайджан, учитывая, что экономика этой страны во многом зависит от энергетических ресурсов?
— Азербайджан является авторитарным государством и сейчас находится в глубоком кризисе. Цена на нефть в районе 20, 22 и даже 30 долларов обернется для экономики этой страны, не имеющей других ресурсов, серьезнейшим кризисом, особенно если данная ситуация будет продолжительной. Низкая цена на нефть приведет к девальвации маната (национальная валюта Азербайджана — Ред.), что, впрочем, уже началось, а также к уничтожению финансово-экономической системы страны, как то было в 2016 году. Все это, в свою очередь, может сказаться и на безопасности региона: Азербайджан станет более агрессивным – подобное мы видели в апреле 2016 года.
Подробнее на https://armeniatoday.news/ru/?p=68765 | Armenia Today