Девочку Лизу мы видим уже третий год на совместных мероприятиях в одном из детских клубов. Что у девочки Синдром Дауна видно сразу. Она крупная для своего возраста, хотя я точно не знаю ее возраст. Ходит она с нами на совместные мероприятия, где собираются дети 4-7 лет. Сотрудники клуба никак не выделяют её среди других детей.
Дети, кажется, вообще не обращают на неё внимание. Общается она только со взрослыми- мамами этих детей. Подходит, что-то показывает или обнимает. Когда Лиза обняла меня первый раз, я стала искать глазами ее маму и тогда впервые поняла, что никогда не видела ее рядом.
Кто из этих женщин мама этой девочки не понятно. Маму Дани – знаю, они похожи. Маму Маши знаю, она все время рядом с дочкой. И мам других детей я тоже запомнила. А кто мама Лизы? Почему ее нет рядом?
В этот раз мы с дочкой Лерой пришли в клуб на новогодний праздник раньше других. Переоделись в красивое платье, и Лера пошла поиграть в ожидании праздника.
В игровой была только Лиза. Лера первый раз подошла к ней:
-Привет, я Лера.
Девочка широко улыбнулась и что-то хмыкнула в ответ.
Лера посмотрела на меня. Я кивнула:
-Все нормально, играй.
Лера еще раз попробовала что-то спросить у Лизы, а потом просто потянула ей кусочек мела, призывая порисовать на доске. Лиза обрадовалась. Они вместе рисовали. Потом Лера взяла две куклы и предложила Лизе выбрать, протягивая то одну, то другую. Лиза взяла.
Казалось, Лера интуитивно поняла, что с такими детьми проще завязать общение невербальным способом.
Позже дочка объяснила мне, что сначала она думала, что девочка уже большая и пыталась играть с ней как с большой. Потом поняла, что она еще маленькая и стала играть как с маленькой.
В дверях появилась хозяйка клуба:
-Отлично ладят – кивнула она на девочек.
-Да, - согласилась я - Лиза такая улыбчивая, кажется, что она всегда счастлива.
-Нет, она не всегда счастлива, она может грустить, бояться, обижаться.
-Значит, ей комфортно у вас в клубе. Здесь она всегда с улыбкой.
-Да, в клубе ей нравится. Она здесь социализируется. Мы хотим отдать ее в обычную школу… Хотя школа настаивает на коррекционной. Но у нас же нет коррекционных магазинов, коррекционных улиц и театров. Все равно жить среди обычных людей, пусть с этого и начинает
В этот момент я поняла, что это и есть мама Лизы.
Сейчас Лиза ходит в обычный детский сад, отстает в развитии, но развивается не хуже чем некоторые дети без особенностей.
Обычные дети, когда они не накручены родителями, спокойно общаются с такими детьми.
Лизина мама спокойно говорит, что у Лизы синдром Дауна, не прикрываясь выражением «Солнечный ребенок»:
- То, что некоторые используют название диагноза как ругательство или дразнилку – это их проблемы, к нам это не имеет никакого отношения. Мы вообще с агрессией по отношению к ребенку не сталкивались. Только в интернете, по ту сторону экрана же все смелые.
Она рассказала, что очень страшно, как в будущем Лиза сможет обходиться без нее, и старается уже сейчас научить ребенка самостоятельности. Учит справляться с ситуациями и общаться с людьми без посредников.
-Я специально оставляю её одну среди людей - говорит Лизина мама.
Я высказала сомнение по поводу обычной школы, так как уже сталкивалась с негативными последствиями инклюзии. Мне кажется, результат был бы лучше при обучении в коррекционной школе, со специальным отношением, набором нужных специалистов и программами адаптации.
А для интеграции в обществе проводить совместный досуг. Театры и магазины тоже открыты для всех, пожалуйста.
Предлагаю почитать:
Он просто стоял и толкал в спину каждого входящего в школу ребенка
Игрушка, которая нравится всем. Лизе она тоже очень понравилась