Из воспоминаний Вильгельма Адама.
Начиная с января одна ужасная новость следовала за другой. Они были об очередном прорыве сделанной на скорую руку линии обороны, прорыве и бегстве от наступающих русских. Часто немецкие солдаты стали покидать свои позиции без приказа. Проявилась непригодность офицеров командующих сводными отрядами. В армии начиналось брожение.
Очень тревожное известие последовало 12 января. Поступило донесение, что аэродром Питомник взят русскими танками. Солдаты в панике убежали. Начштаба от всего вошел в бешенство. Как все получилось? Наши войска бежали от разведки русских, а тем временем она отошла назад. Был понятен приступ ярости Шмидта. Паулюс сразу приказал усилить оборону и возобновить работу аэродрома.
Офицер штаба, побывавший в центре событий, рассказал следующее. Неразбериха и хаос началась неожиданно, быстро перешли в невообразимый бардак. Кто-то прокричал: "Русские! Танки!". В одно мгновение здоровые и больные, а так же раненые стали выскакивать из палаток. Выскакивали из многочисленных землянок. Все стремились побыстрее попасть наружу.
В атмосфере хаоса и давки, часть раненых растоптали. Раненые хватались за здоровых, опирались на какие-то палки и продвигались в направлении к Сталинграду. Ледяной ветер сбивал их с ног. Обессилев раненые падали, никто им внимания не уделял. Через небольшой промежуток времени они были мертвы.
Жестокое сражение разворачивалось за места в грузовиках. Персонал аэродрома первым устремился к машинам, к ним подключились санитары и легкораненые. Сражение происходило на краю Питомника. Машины завели двигатели и устремились на трассу уходящую в город. Целые кучи людей облепили крылья и подножки, некоторые разместились на радиаторах. Грузовики чудом не разваливались от такой нагрузки. Некоторые из-за перегрузки вставали. Их обгоняли, но никто не остановился.
Кто был способен двигаться уходили с аэродрома. Многие взывали и молили о помощи. Все продолжалось недолго. Мороз свое дело знал... Вопли раненых утихали. Действовал один принцип: "Кто может спасайся!". Но как спастись в уничтоженном Сталинграде? В котором постоянно атаковал противник. Речь уже шла не о спасении, речь шла об самообмане подгоняемом страхом. Оборванных и полуживых людей, сломленных физически нельзя было спасти.
Стало известно, что Питомник пока наш. Аэродром обстреляла разведка и отошла. Немногочисленные больные и раненые смогли вернуться обратно. Стах очень глубоко овладел всеми. Большая часть летчиков и санитаров появилось только поздним вечером.
Что же получала голодающая армия в котле? Управление кадров почтой сообщало о высылке орденов и соответствующих значков за участие в боях. Кроме всего выслали два ящика с хорватскими медалями. Новость невероятная, когда в котле находиться один хорватский артполк, подчиненный 100-й дивизии егерей. Этот полк уже ранее был обеспечен такими же медалями и потребности в них не было. Понадобилось шесть солдат, чтобы доставить ящики в блиндаж.
Ящики заняли очень много места, все доверху заполнены хорватскими медалями. Решили все выслать в дивизию. Хотя это выглядело бессмысленно... Они долго будут думать, что с таким богатством делать. За ужином рассказал о полученном для армии подарке, все вызвало бурный и общий смех. Но часть возмутилась, что драгоценное место таким грузом заняли, могли бы продовольствие привезти.
Один обер-квартир-мейстер поделился следующим. Последними самолетами доставили дюжину ящиков презервативов, 5 т конфет, 4 т майорана и перца. Привезли 200 000 брошюр от отдела пропаганды Вермахта. Все захотели, чтобы бюрократы попали в котел, чтобы идиотства не повторялось. Причем посланный нами полковник Баддер для контроля посылаемых грузов этого не отменил.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
ЖЕНСКИЙ БАТАЛЬОН
ПОДКОП ПОД НЕМЕЦКИЕ ОКОПЫ
ОН НАВИС НАД ВСЕЙ НЕМЕЦКОЙ ОБОРОНОЙ!
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.