31K подписчиков

Броненосные крейсера.Большой океанский рейдер. "Рюрик".

6,3K прочитали
Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор.
Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор. Богов иных тогда померкнут лики, И обнажится всякая беда, Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда. (Николай Тихонов)

К началу 80-х годов 19-го века в стратегическом положении Российской империи произошли значительные изменения,которые повлекли за собой и кардинальную смену концепции строительства флота. "Большая игра",которую вели между собой Российская и Британская империи дополнилась игрой на Тихом океане,где начали сталкиваться интересы сверхдержав. Россия осваивала Дальний Восток,активно проникала в Китай и Корею.

Рядом находились протяженные морские коммуникации,по которым Британия вывозила награбленное из Индии и Китая.Именно на Тихом океане русский флот максимально близко находился к шее основного противника.Черное море и Балтика были легко запираемыми внутренними акваториями и сильно уступали по своим возможностям.

В 1880 году Владивосток (обращаем внимание на название !)получил статус города .

Русские адмиралы начали комплектовать тихоокеанский крейсерский отряд. Новая 20-летняя судостроительная программа ,разработанная в 1881 году,предусматривала постройку 30 крейсеров: 21 «малых» — корветского — и 9 «средних и больших» — фрегатского рангов. Исходя из условий дальневосточного театра военных действий,наличия инфраструктуры и верфей,концепция русского броненосного крейсера оформилась в окончательном виде.

Это должен был быть океанский мореходный крейсер большой дальности действия( ему надо было за свою жизнь быть готовым совершить несколько полукругосветок- Кронштадт-Владивосток( доступные судостроительные верфи были только на Балтике-при постройке,для ремонтов и модернизаций,а своих угольных станций у России по дороге не было,рассчитывать можно было только на французские,при хороших отношениях). Боевые качества на этом фоне были уже вторичны-топить "купцов" и отбиваться от английских крейсеров).

У англичан и французов требования были поскромнее-базы и угольные станции у них были по всему миру, а немецкие,итальянские,японские,австрийские броненосные крейсера предназначались для операций у своих баз-и они могли сделать упор на вооружение,защиту и скорость.

Основным соперником русских крейсеров являлись британские,именно их заочным состязанием и объясняется развитие этого класса в конце 19-го века.Предъявляемые к крейсерам тактические требования: способность действовать самостоятельно в условиях отсутствия собственных опорных пунктов и баз снабжения, наносить быстрые и ощутимые удары не рассчитывая на внешнюю поддержку, добиваться эффекта не столько вступая в боевое соприкосновение с одиночными кораблями противника, сколько созданием паники и моральной угрозы неприятельской морской торговле — определяли, вплоть до 1895 года, основные характеристики как для русского, так и для английского крейсера: повышенная мореходность, высокая скорость хода, автономность, комфортные условия обитания, сберегающие силы экипажа в длительном плавании, мощное вооружение.

Плавание и ведение боевых действий в водах Тихого океана, в условиях жестоких штормов, изнурительных температурных нагрузок (почти 50-градусные перепады от тропиков до полярных льдов), сложности снабжения и невозможность производства большого ремонта ввиду крайней удалённости от своих берегов требовали предельного напряжения человеческих сил и исключительно надёжной техники. В этих условиях русские и английские крейсера непрерывно взаимно оценивались в качестве вероятных противников, конструктивно развивались и совершенствовались в направлении повышения их тактико-технических характеристик. Англичане строили крейсера серийно, тем самым обеспечив численное превосходство.Тем не менее, необъятные просторы Тихого океана обеспечивали русским крейсерским силам практическую неуловимость и целесообразность присутствия.

Русским морякам и конструкторам приходилось сложнее-преимущество англичан в развитии промышленности было безоговорочным,в области силовых установок они всегда опережали,а объемы строительства позволяли им строить корабли гораздо быстрее наших верфей,для которых каждый заказ был отдельным подвигом.

Благодаря отлично развитой системе баз в многочисленных колониях британцы смогли раньше отказаться от парусов и могли принимать на борт гораздо меньше угля чем хронически перегруженные русские корабли.

Проект нового броненосного крейсера разработки Н.Е. Родионова появился в 1888 году ,но утвержден он был только после полной переработки Н.Е. Кутейниковым.

19 мая 1890 года состоялась церемония закладки корабля, который получил имя в честь легендарного основателя Русского государства. В днищевой части заложили серебряную доску с именами присутствующих и названием крейсера. В русском флоте первым это имя носил бриг «Рюрик», который в 1815—1818 гг. совершил кругосветное плавание под командованием Отто Коцебу. В 1852 году на верфи в финском городе Або (Финляндия тогда входила в состав Российской Империи) был построен 4-х пушечный пароходофрегат «Рюрик», находившийся в составе Российского императорского флота до 1870 года. Его сменил третий «Рюрик» — пароходофрегат, построенный тоже в Або, служивший с 1870 по 1890 гг.

Строился броненосный крейсер в деревянном эллинге Балтийского завода в г. Санкт-Петербурге. Одновременно с закладкой "Рюрика" состоялся спуск императорской яхты "Полярная звезда". Оба события проводились в присутствии государя императора Александра III, государыни императрицы Марии Федоровны (матери будущего царя Николая II), королевы эллинов Ольги Константиновны (дочери прежнего генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича - сына Николая I) и генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича.

"Рюрик" стал родоначальником нового типа русских броненосных крейсеров-почти вдвое крупнее предшественников,значительно мощнее по артиллерии и бронированию. Чуть позже переход на этот формат совершили французы("Жанна д Арк"),ориентировавшиеся на ту же концепцию крейсерской войны против того же противника.

Дальность плавания предполагалась до 20 000 миль(была сокращена до 15) и одновременно усиление бронирования и вооружения до уровня, позволяющего «не уклоняться от боя при встрече с неприятельским броненосцем».

Постройка затягивалась-ждали испытаний нового типа силовой установки,потом дорабатывали проект под размещение скорострельных пушек Кане. На «Рюрике» впервые установили только что принятые на вооружение патронные 152-мм и 120-мм орудия на центральных станках с беседочной системой хранения и подачи снарядов с применением электрических элеваторов (вместо старых стеллажей и ручных подъемников). Крейсер отличали повышенная энерговооруженность и электрофицированность, на нем была установлена внутрикорабельная телефонная связь отечественного образца системы Е.В. Колбасьева.


 .
.

22 октября 1892 г. корпус спущен на воду. На предварительном испытании 23 октября 1894 г. крейсер достиг наибольшей скорости 19,1 узла, средняя скорость составила 18,8 узлов .По решению МТК крейсер получил два 51- футовых минных катера и был введен в состав флота 16 октября 1895 года. Его дальнейшим развитием стали "Россия" и "Громобой".

Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор.-5

Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор.-6


"Рюрик" .Балтийский завод. Строительство начато 19 мая 1890 года. Спущен на воду 22 октября 1892 года .Введён в эксплуатацию 16 октября 1895 года. Погиб 1(14) августа 1904 года в 10 ч. 42 минуты. .

Водоизмещение 10 993/11 960 т. Длина 126 /132,6 м. Ширина 20,4 м. Осадка 7,9 м.
Бронирование-Пояс — 127…254 мм, траверсы — 203…254 мм,
палуба — 37 мм(по др. данным 51—76 мм ) ,боевая рубка – 152 мм
Силовая установка: 4 паровые машины , 8 огнетрубных котлов ,13 250 л. с. 2 винта. Скорость хода 18 узлов . Скорость на испытаниях – 18,8 узлов. Дальность плавания 6700 морских миль на скорости 10 узлов, Экипаж 22 офицера, 719 матросов (на период Русско-японской войны – 820). . Автономность: 28 суток при 10 узлах.
Вооружение-4 × 8″/35 калибров (203 мм) образца 1877 года ,
16 × 6″/45 калибров системы Канэ (152 мм),
6 × 120-мм
/45 системы Канэ,
6 × 47-мм Гочкиса , 10 × 37-мм Гочкиса. (по некоторым данным 10х1 47-мм и 12х1 37-мм пушек Гочкиса ). 2х 63,5-мм десантных орудия Барановского.
Минно-торпедное вооружение 6 × 381-мм торпедных аппаратов

В декабре 1900 года, крейсер был поставлен на ремонт и модернизацию во Владивостоке. Заменены гребные валы, отремонтирован руль и медная обшивка по всей длине корпуса. Рангоут освободили от всех парусов и внешний вид крейсера претерпел значительные изменения. Правда 700 м кв. парусов все же оставили.

(Сомнительно).По некоторым данным в 1904 году были добавлены 2 орудия калибра 203 мм. Для этого был с срезан полуют, фок — и бизань-мачты. Основания последних послужили дополнительными опорами орудийным станкам.

После установки облегченного рангоута.
После установки облегченного рангоута.

Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор.-9

Учения артиллерийского расчета 120 мм орудия.был одним из последних крупных кораблей, ещё имевших архаичный парусный рангоут. Предполагалось, что за счёт применения парусов удастся экономить уголь в дальних переходах: на практике паруса оказались совершенно бесполезны и на последующих кораблях от них отказались. Силуэт броненосного крейсера имел фальшборта высотой 1,37 метра по всей верхней палубе, три мачты с облегчённым парусным вооружением, бушприт закреплённый на палубе полубака, две дымовые трубы с вентиляционными раструбами, боевую, ходовую и штурманскую рубки, мостики. Крейсер имел высокий борт с приподнятым полубаком для лучшего всхождения на волну и традиционный тогда таран. Мореходные его качества оценивались экипажем как превосходные. Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 8 основных отсеков .

В то же время, силовая установка крейсера была недостаточно мощной- 4 паровые вертикальные машины тройного расширения и 8 огнетрубных двойных котлов , суммарная мощность выданная на испытаниях -13588 л.с. Скорость на испытаниях составила всего 18.8 узлов.

Условия обитания на корабле составляли по 5,16 кв. метра объема и 2,5 кв. метра площади жилых помещений на человека.

Вдоль ватерлинии центральная часть корпуса крейсера прикрывалась броневым поясом из гомогенной сталеникелевой брони (по другим данным типа «компаунд») толщиной от 127 до 254 мм длиной 97 и высотой 2 метра . Пояс опирался на выпуклую броневую палубу толщиной 37 мм, прикрывавшую подводную часть , к носу она утолщалась до 89 мм в корме — до 76; поверх пояса проходила 50-мм плоская палуба. С концов пояса цитадель прикрывали броневые траверсы толщиной 203 мм (по др. данным 229—254-мм) .Вне цитадели корпус бронирования не имел (исключая боевую рубку). Общий вес брони достигал 1485 тонн (13 % стандартного водоизмещения).

Учения артиллерийского расчета 120 мм орудия.
Учения артиллерийского расчета 120 мм орудия.

75_mm_gun
75_mm_gun

Артиллерийское вооружение крейсера — четыре 203-мм/35 Обуховского завода (осколочный снаряд 87,7 кг,664 м/с,дальность 15 км,скорострельность 0,4 в/мин. ,бронебойный стальной снаряд имел вес 133 кг , скорость снаряда составляла 583 м/с ), шестнадцать 152-мм (снаряд 41,4 кг, 792 м/с,дальность 11,1 км,скорострельность 6 в/мин.) и шесть 120-мм орудий  (снаряд 20,5 кг, 823 м/с,дальность 8,7 км,скорострельность 12 в/мин.) — было расположено в незащищённых установках на главной палубе. Cистема управления артогнём Гейслера. При этом схема расположения вооружения была устаревшей: 203-мм орудия располагались по бортам в выступающих спонсонах, а 152-мм орудия — в батарее. Ни орудийная прислуга, ни сами орудия не были совершенно ничем защищены, и одно удачное попадание могло повлечь тяжелейшие последствия. Корабль также имел шесть 381-мм торпедных аппаратов -1 курсовой, 1 кормовой, 4 траверзных .

В качестве противоминной артиллерии были установлены 47 мм/43 пушки Гочкиса, в количестве 6 орудий и 10х 37 мм/23 пушек Гочкиса. В реальном бою этим орудиям практически не нашлось применения. На крупных кораблях по стандарту было еще 2 десантных скорострельных пушки Барановского, калибром 63,5 мм/20.

Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор.-12

Кронштадт, 1895 год.
Кронштадт, 1895 год.

Международные смотрины "Рюрика" прошли еще до завершения работ. 1 июня 1895 г. «Рюрик» вышел в первое заграничное плавание - для участия в международных торжествах по случаю открытия Кильского канала. Выделявшийся мощью и изяществом архитектуры, русский крейсер привлек всеобщее внимание. Английские газеты назвали его «Жемчужиной Кильской эскадры». Во время плавания из Киля в Кронштадт на борту находился генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович.

Крейсер, как докладывал он царю, по справедливости может быть назван «первым, вполне удавшимся... и наиболее сильным из ныне существующих судов этого типа». Иностранные специалисты,однако, отметили, что орудия крейсера стоят слишком близко друг к другу и защищены лишь щитами, что позволит в бою одному попавшему снаряду выводить из строя сразу по несколько пушек,что и произошло в 1904 году.

«Рюрик» на торжествах в честь открытия Кильского канала. Июнь 1895 года.
«Рюрик» на торжествах в честь открытия Кильского канала. Июнь 1895 года.

Сразу после постройки «Рюрик» осенью 1895 г. стал флагманским кораблем отряда, уходившего на Дальний Восток под командованием контр-адмирала Л.К. Кологераса. 9 апреля 1896 года "Рюрик" и "Дмитрий Донской" отдали якоря в Нагасаки, где главным образом базировалась тогда Тихоокеанская эскадра. 8 мая 1896 года "Рюрик" в составе эскадры (броненосец "Император Николай I", крейсера "Память Азова" и "Дмитрий Донской", канонерские лодки "Бобр", "Гремящий" и "Манджур") прибыл во Владивосток. 9 января 1897 года над кораблем поднимают флаг начальника эскадры Тихого океана контр-адмирала Е. И. Алексеева.

С мая 1895 года по 1897 год на «Рюрике» в качестве вахтенного офицера проходил службу будущий адмирал А. В. Колчак.

Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор.-16
сушка белья
сушка белья

В июле 1897 года эскадра провела учения в заливе Славянка по отработке ночной артиллерийской стрельбы и стрельбы торпедами на ходу . Как оказалось, "Рюрик" при выстреле даже одного из четырех 203-мм орудий окутывался плотным облаком дыма (от зарядов черного пороха), что мешало стрельбе из остальных орудий.

Дубасовым кстати были произведены изучения мест для потенциальных баз нашего флота. Порт-Артур был им забракован,рекомендован корейский порт Мозампо (Масан), который имел прямое сухопутное сообщение с Россией и мог обеспечить действительную свободу выхода в океан. Но по политическим причинам был выбран Квантунский полуостров,хотя в ходе переговоров японцы предлагали обмен на Мозампо. Пока оборудовался Порт-Артур,русская эскадра базировалась на Нагасаки и Йокогаму.....

Броненосный крейсер «Рюрик» во Владивостоке, начало ХХ века
Броненосный крейсер «Рюрик» во Владивостоке, начало ХХ века

На 31 июля 1899 года эскадра состояла из крейсера "Рюрик" (флаг начальника эскадры), "Россия", "Память Азова", "Дмитрий Донской", "Владимир Мономах", "Адмирал Корнилов", парусно-парового клипера "Разбойник", мореходных канонерских лодок "Манджур", "Гремящий", "Кореец", "Бобр" и "Сивуч", минных крейсеров "Всадник" и "Гайдамак", эскадренных броненосцев - "Сисой Великий" и "Наварин" .

В 1900 году во время Ихэтуаньского восстания в Китае «Рюрик» доставляет в порт Таку батальон 2-го Восточно-сибирского полка.

China,_Tsingtau,_Kriegsschiff__Rurik_1898
China,_Tsingtau,_Kriegsschiff__Rurik_1898

С 1903 года крейсера "Россия", "Громобой", "Рюрик" и "Богатырь" в соответствии с разработанным планом военных действий были сосредоточены во Владивостоке, составив Владивостокский отряд крейсеров , командующим которого, стал контр-адмирал К. П. Иессен. .

Cruisers_Ryurik_and_Gromoboi_in_the_Golden_Horn_Bay(бухта Золотой рог)
Cruisers_Ryurik_and_Gromoboi_in_the_Golden_Horn_Bay(бухта Золотой рог)

К 9 февраля 1904 г. – началу Русско-японской войны – во Владивостоке базировались броненосные крейсера «Рюрик», «Россия» и «Громобой», бронепалубный крейсер «Богатырь», вооруженный транспорт (вспомогательный крейсер) «Лена», 10 небольших номерных миноносцев и несколько вспомогательных судов. В эскадренном сражении с японским флотом их ценность была невысока, зато все крейсера имели значительную дальность плавания и могли нанести существенный ущерб врагу, действуя на его коммуникациях.

Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор.-24

Уже на следующий день после начала боевых действий крейсера Владивостокского отряда вышли к берегам Японии. 11 февраля отряд потопил пароход «Наканоура Мару» с грузом риса. С 24 февраля по 1 марта корабли искали противника на путях между побережьем Японии и Кореи, но никого не встретили. А 6 марта крейсера адмирала Камимуры обстреляли Владивосток. Наши корабли вышли на рейд, но бой не состоялся – японцы ушли в море.

В очередной поход на вражеские коммуникации между Кореей и Японией «Рюрик» вместе с двумя другими крейсерами вышел 12 июня. Нашим кораблям сопутствовала удача. Сперва в Цусимском проливе удалось обнаружить пароход «Идзумо Мару» (японский капитан, высадив команду на шлюпки, затопил судно) , затем – военный транспорт «Хитати Мару», на котором было 1100 солдат, 320 лошадей и 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа для осады Порт-Артура. Капитан японского судна англичанин Дж.Кэмпебел попытался таранить наш крейсер. Уклонившись, «Громобой» расстрелял «Хитати-Мару» из орудий.

«Рюрик» в походе.
«Рюрик» в походе.

«Россия» и «Рюрик» догнали другой большой военный транспорт «Садо-Мару», где находилось около 1,5 тыс. строителей, железнодорожный батальон , понтоны, телеграфный парк, станки к осадным орудиям (которые утонули вместе с «Хитати-Мару»), ящики с золотом и серебром. Наши моряки предложили японцам покинуть транспорт, но те, надеясь на подход своих кораблей, пытались всячески затягивать время. Ничего не добившись путем уговоров, «Рюрик» всадил поочередно по торпеде в правый и левый борт судна. Крейсера посчитали миссию выполненной и отправились дальше.К сожалению японский транспорт продержался до подхода спасателей и не затонул.

Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор.-26

Наши крейсера, продолжая поход, на следующий день задержали английский пароход «Аллантон», доставлявший уголь для японцев. Трофей с призовой командой отправили во Владивосток, куда 19 июня вернулись и все три крейсера. В последний день месяца они опять вышли в море и двинулись по направлению к Корейскому проливу. Но на этот раз там их уже поджидала японская эскадра в составе четырех броненосных крейсеров, четырех бронепалубных крейсеров, посыльного судна и нескольких миноносцев.

Русские и японцы обнаружили друг друга вечером 1 июля. Поскольку превосходство было на стороне противника, контр-адмирал Безобразов решил уклониться от боя. На вражеские выстрелы, сделанные с очень большого расстояния, наши крейсера даже не стали отвечать. Уже в темноте они успешно отразили атаку неприятельских миноносцев. Японцы от дальнейшего преследования отказались. Это позволило русским кораблям на следующий день обнаружить и задержать английский пароход «Чентельхэм» с грузами для строящейся на территории Кореи японской железной дороги. Судно с призовой командой отправили во Владивосток.

Самый продолжительный боевой поход крейсеров Владивостокского отряда начался 17 июля. Через пролив Цугару «Рюрик», «Громобой» и «Россия», на которой держал флаг контр-адмирал Иессен, вышли в Тихий океан. Хотя собственно японскому судоходству был нанесен сравнительно небольшой урон (потоплены четыре шхуны и два каботажных парохода), зато удалось задержать четыре больших парохода с военной контрабандой.

Захватили германский пароход «Арабия» с грузом паровозных котлов и рельсов для Японии. Задержали и взорвали английский пароход «Найт Коммандер» с грузом для японской железной дороги. Потом не повезло германскому пароходу «Теа» с грузом рыбы в трюмах, следовавшему из Америки в Иокогаму. Его остановили, сняли команду, а затем взорвали. А английский пароход «Калхас» с контрабандой взяли в качестве приза.

Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор.-27

Одна из английских газет вынуждена была отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда — наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими » . Удачные рейды русских крейсеров вынудили японцев усилить эскадру Камимуры, — для борьбы с нашими крейсерами.Самого Камимуру в Японии начали травить за отсутствие результатов в поимке русских рейдеров.В газетах на него появились карикатуры,а деловая пресса требовала «от имени японского народа, чтобы правительство сделало самое серьезное замечание эскадре Камимуры».

19 июня 1904 г. активисты,нанятые пострадавшими японскими бизнесменами, терпящими миллионные убытки из-за безнаказанных вылазок Владивостокского отряда крейсеров на торговые коммуникации, разгромили и подожгли квартиру адмирала Камимуры.Полиция предпочла не вмешиваться .

О дерзких вылазках наших крейсеров зашумела мировая печать. Забеспокоились деловые круги не только Японии, но и Англии, Германии, Америки. Еще бы! Резко возросли грузовые тарифы и ставки страховых сборов, срывались контракты на поставку грузов в Японию. В портах и на биржах царила паника...

1 августа крейсера возвратились во Владивосток. Последние рейды они совершали втроем . «Богатырь» 15 (2) мая 1904 г. в заливе Посьета во время тумана плотно сел на камни у мыса Брюса и до конца войны стоял на ремонте.

Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор.-28
Наш век пройдет. Откроются архивы, И все, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор.-29

"Рюрик" создавался как головной корабль русских броненосных крейсеров новой концепции-океанских рейдеров трех океанов. Его предназначение -охота на морских коммуникациях бескрайних просторов Тихого и других океанов,где встреча с полусотней опасных для него кораблей британского флота чуть более вероятна чем посещение корабля инопланетянами. Эффективность этой идеи доказана полугодовым "разбоем" даже на более компактных и менее интенсивных японских коммуникациях. Героическая гибель крейсера,которой будет посвящена следующая статья ,стала возможной из-за применения крейсеров в совершенно других целях-для поддержки прорыва порт-артурской эскадры.

Хотя,конечно,проект "Рюрика" имел и серьезные недостатки. Главным образом это артиллерия. Она была не защищена и чрезвычайно уязвима когда дело доходило до боя. Пушки главного калибра были старыми ,чудовищно малоскорострельными и ,благодаря снарядам с дымным порохом,абсолютно бесполезными. Пушки Кане не были приспособлены для стрельбы на дальние дистанции,120 мм калибр был совершенно лишним (и от них на следующих крейсерах отказались).

К тому же парусное вооружение он получил практически последним. Трудно отказаться от привычного старого,как трудно и принять что то кардинально новое.

"Рюрика" могла кардинально улучшить только серьезная модернизация-с полным "перетряхиванием" и частичной заменой артиллерии.Но ,по причинам ограниченности средств и технических возможностей, ее не сделали.

Еще одно слабое место-скорость,но это больная тема для всех кораблей отечественной постройки.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.