Как известно, по окончании образовательного курса юноши из дома Романовых отправлялись в путешествие по странам Европы. Исключением не стал и цесаревич Николай, но его отец Александр III отправил в путешествие по восточным странам.
Длилось оно год - с 1890-го по 1891-й, но почему же Восток? Во-первых, с Египтом, Индией, Сингапуром, Китаем и Японией были мало налажены дипломатические контакты, во-вторых, Российская империя заявила о своих интересах в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Посещение будущим императором Дальнего Востока имело для страны стратегическое значение - в конце XIX века эти земли превращались из далекой провинции в мощный форпост. От своего отца Николай также получил приказ возглавить строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.
Все эти причины и привели наследника престола во Владивосток, куда он прибыл 11 мая 1891 года. Здесь он выполнил приказ отца и символично ознаменовал начало строительства эпохального проекта - Транссибирской железнодорожной магистрали, высыпав первую тачку с песком. Также наследник участвовал в церемонии закладки железнодорожного вокзала — конечной станции железнодорожной магистрали, а также гигантского сухого дока во Владивостокском порту.
В городе заранее подготовились к визиту высочайших лиц и на перекрёстке Светланской и Прудовой улиц из камня и кирпича воздвигли Триумфальные ворота. Арка сразу получила название Николаевская и была построена на деньги из бюджета (5 000 руб) и жертвования купечества (4 000 руб).
Арка получилась небольшой, в византийско-русском стиле. Четыре стороны арки венчали кокошник, шатры и гербы Российской империи. Арка была богато и красиво украшена декоративными элементами благодаря чему она выглядела легкой и изящной.
Простояла арка более 30 лет. Но из-за нехватки средств на поддержание внешнего вида арка пришла в упадок. Памятник по официальной причине "мешал проезду транспорта и не имел исторической ценности", поэтому в 1927 году арку разобрали. Не сохранился даже декор и иконы.
В начале века XXI город серьезно озаботился восстановлением исторического символа. И уже 20 марта 2002 года состоялась торжественная церемония закладки фундамента Триумфальной арки с освящением места строительства.
Горожане понимают, что это не просто "разовый" монумент, Николаевские ворота — это морские ворота Владивостока. В свое время они находились на Адмиральской пристани, которая была главным причалом, встречавшим не только лишь юного наследника престола.
Больше года ушло на восстановление арки. Ее торжественное открытие состоялось 16 мая 2003 года.
Триумфальная арка (Благовещенск)
4 июня 1891 года наследник российского престола прибыл в Благовещенск. В город он вошёл через Царские ворота – Триумфальную арку, возведенную в честь своего приезда.
Архитектором проекта стал Иосиф Буковецкий. Благовещенск был городом богатым, поэтому мог себе позволить построить арку не из дерева, а из камня. Обошлась городу она в 10 тысяч рублей, но строилась также на пожертвования купцов, золотопромышленников и простых горожан.
Арка находилась на берегу Амура, чтобы цесаревич с корабля мог сразу войти в город через Триумфальные ворота. Сооружение, как видно на фотографии, прекрасно вписывалось в общий архитектурный ансамбль и выглядела монументально и торжественно. Каменные ворота были увенчаны двумя островерхими башенками, на которых "восседали" двуглавые орлы. На самой арке вырезали надпись: "В память пребывания государя наследника цесаревича Николая Александровича", а вверху над карнизом в особых нишах были помещены с набережной – Святителя и Чудотворца Николая, с площади – икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
Более 20 лет ворота простояли без должной реставрации и, конечно же, с годами они обветшали. В начале в 1923-го представители советской власти вымарали надпись и сорвали герба с арки, а затем переименовали в арку имени 5-й Краснознаменной армии. Хотели и двуглавых орлов заменить на пятиконечные звезды, но потом передумали и в 1936-м ворота просто снесли.
Вот как об этом вспоминал местный житель Андрей Николаевич Попов:
«...В сентябре 36-го года нас, первокурсников, направили разрушать арку. Был приказ: "Освободить место под каток для курсантов техникума". Разбирать арку начали сверху, кирпичи сбрасывали вниз, их куда-то увозили на американских машинах "Паккард". Ломать было не тяжело, нас было человек сто, наверно. Никаких икон и фонарей на арке уже не было».
Но, как часто бывает, одни люди построили, другие разрушили, третьи восстановили. В 2003 году в Благовещенске стартовала кампания по сбору средств на восстановление памятника. Деньги, как и в 1891 году на строительство жертвовали горожане. Собрано было 9 000 000 руб. Воссоздали её почти в точности за одним исключением: вместо иконы Николая Чудотворца на арке теперь лик самого канонизированного Николая II.
4 ноября 2005 года в День Народного единства состоялась торжественная церемония освящения и открытия Триумфальной арки. Обратите внимание - как гармонично подобраны цвета для росписи арки! Горожанам, пришедшим по такому случаю на набережную, дарили карманные календарики с изображением теперь восстановленной достопримечательности Благовещенска.
P.S. С восстановлением Триумфальных ворот в городах стало больше красоты и достопримечательностей, а в истории городов — меньше пробелов. По сей день приезд главы государства в отдаленную глубинку становится событием поколения. А всегр век назад это было событие, которое случается раз в сто лет, если вообще случается. Поэтому к событию относились со всей серьезностью и память об этом событии хранилась в умах народа еще очень долго. А способствовали этому и памятные символы, которые сохраняли такие исторические моменты для людей на многие годы. Очевидно, что эти арки символичны - это не просто архитектурные сооружения, это "арки" соединяющие наше настоящее с нашим историческим прошлым, нашими победами и триумфами.