Если вы уже давно имеете собственное дело или опыт работы в нескольких компаниях, то наверное, сталкивались с разными методами управления и типами руководителей.
Есть два типа руководителей:
1. Те, которые внедряют жесткую диктатуру, общаются с подчиненными, только если сорваны дедлайны или не выполнены планы продаж, руководствуются только должностной инструкцией и не знают, что такое эмоции.
2. Те, которые заботятся об атмосфере в команде, беспокоятся за эмоциональное состояние каждого сотрудника, регулярно проводят встречи тет-а-тет, чтобы убедиться, что ожидания и реальность совпадают.
Методов управления командой и влияний на результат множество. Но сейчас выделим два типа лидерства, с помощью которых руководитель сможет максимально повысить коэффициент полезного действия своей команды.
Формальное и неформальное лидерство
Когда мы хотим получить результат от работника, то можем использовать для этого или свою власть и должность, или свой авторитет. Это можно назвать формальным и неформальным лидерством. Именно второй путь может дать максимальный результат на перспективу. Это не значит, что руководитель, выбравший позицию неформального лидера, не может использовать «власть», которой наделен формально. Важный нюанс – в том, чтобы не злоупотреблять силовыми методами. Это можно сравнить со злоупотреблением антибиотиками при появлении малейшего насморка – да, организм даст быстрый результат, но и выдаст потом много побочных симптомов. В команде в перечень побочных эффектов входит падение инициативности сотрудников, низкий уровень уважения к руководителю и корпоративной культуре в целом. Именно поэтому важным активом управленца является его неформальный авторитет как лидера.
Эмоциональное и рациональное лидерство
Многие руководители руководят своими командами, полагаясь только на рациональные факторы. Руководитель ставит задание, дает показатели, следит за тем, чтобы сотрудник достигал цели по всем прописанным пунктам. Но при этом большинство руководителей мало внимания уделяют эмоциональному состоянию своей команды. Однако важно знать и всегда помнить, что эмоции – топливо для действий. Это значит, что при одних и тех же заданиях сотрудник в разных состояниях будет выдавать разный результат. Поэтому если руководитель хочет, чтобы его команда была действительно заряженной и выдавала максимальный результат, важно поддерживать сотрудников в хорошем эмоциональном тонусе. Для этого руководитель должен уделять внимание эмоциональному лидерству.
Это значит, что при общении со своим работником, руководителю важно удерживать фокус не только на заданиях, но также учитывать эмоциональное состояние сотрудника. Чтобы научиться этому, руководителю будет достаточно освоить четыре компонента, которые влияют на эмоциональное состояние, и умение им управлять:
Самосознание. Чтобы руководитель мог влиять на эмоциональное состояние сотрудника, ему важно понимать, в каком эмоциональном состоянии находится он сам. Если в негативном, то, скорее всего, это повлияет и на сотрудников.
Самоконтроль. Умение руководителя контролировать свои эмоции, начинается с умения контролировать те мысли, которые возникают у него в голове. Если человек не в состоянии контролировать свои эмоции, он не может положительно влиять на эмоции других людей.
Эмпатия. Умение чувствовать эмоции других людей, своеобразная социальная чуткость. Важно, чтобы у руководителя постоянно работал условный радар, отслеживающий эмоции команды.
Управление отношениями. Это влияние на эмоции сотрудника в диалоге. Когда руководитель и вербально, и невербально дает понять, что сотрудник и его эмоциональное состояние имеют значение.