-Можем перейти на "ты"?
Примерно так должен звучать вопрос, когда клиент хочет общаться с вами неформально. Но что делать, если заказчик начинает "тыкать" с первых минут вашего знакомства?
Возможно, вам захочется сгладить углы, ведь это клиент, он платит деньги, да вроде и не грубит, значит можно и смириться с обращением "ты".
Но лично я советую вам проявить настойчивость в деловой форме и вернуть общение в русло с местоимением "Вы". И вот почему:
1) Вам некомфортно
В заголовке статьи я упомянул, что клиент перешёл на "ты" без вашего согласия. Общение - это обмен информацией между двумя (или более) сторонами по определённым правилам. Например, компьютеры в сетях общаются друг с другом с помощью наборов правил, которые называют протоколами. Так и если в вашем "протоколе" нужно использовать "Вы" вместо "Ты", то не стоит нарушать его только ради того, чтобы не показаться клиенту грубым. В противном случае, общение для вас будет неприятным и, как следствие, непродуктивным. В своём блоге я делаю упор на получение удовольствия от работы, поэтому не советую вам прогибаться и безмолвно принимать чужие правила.
2) Ясность требований
Общение на "ты" часто говорит о принадлежности какой-то одной категории людей с общими ценностями (например, социальной, возрастной или профессиональной). Поэтому, обращаясь на "ты" клиент может не рассказать вам о какой-то части работы, которую считает очевидной. Использование "Вы" частично решает эту проблему, потому что более строгий язык обычно заставляет людей описывать задачу более формально и детально.
3) Проверка на мягкотелость
Согласившись на чужие условия, вы отдаёте контроль над работой другому человеку. Но если к вам обратились как к специалисту, то именно вы должны выстраивать рабочий процесс и говорить, что и как нужно делать. И речь здесь не только о профессиональных моментах - важно учитывать это в общении с клиентом. Так же как и в первом пункте, вы имеете право определять свои условия работы и общения. Особенно при первой встрече, где никакое "тыкание" непримемлимо.
Как сказать клиенту?
На самом деле, не стоит искать каких-то мягких слов и сглаживать углы. Если вы хотите продолжить общение в деловом стиле, то о своём несогласии стоит сообщить в такой же манере.
Важно: не пытайтесь пристыдить человека! Обращение на "ты" не делает вашего клиента врагом номер один, ведь это может быть просто привычка. Скажите что-то вроде:
*имяклиента*, мне будет комфортнее продолжить общение в деловом стиле без перехода на "ты", давайте будем придерживаться этого.
Что делать, если клиент не соглашается?
Попрощаться с клиентом.
Я серьёзно. Наверняка это не первый ваш клиент и уж точно не последний. Так если ваша тактика общения и деловой стиль работали до сих пор, зачем вам менять рабочую стратегию ведения дел ради одного клиента? Конечно, могут быть такие факторы как "клиент много платит" и так далее, но лично я бы сто раз подумал, стоит ли работать с клиентом, который не чтит требования. В конце концов, такое проявление неуважения может сыграть с вами плохую шутку на стадии завершения работы - клиент может просто отказаться принимать или требовать правок вне оговоренного объёма.
Насколько общение на "вы" принципиально для вас? Пишите в комментариях. А также подписывайтесь на канал и ставьте пальцы вверх!
Читайте по теме: