Найти тему
МДМ-ЛАЙТ

МДМ-ЛАЙТ о трендах освещения в ритейле 2020 (Рецензия на публикацию портала retail.ru)

Оглавление

Данный материал является рецензией на публикацию «Euroshop-2020: тренды освещения в ритейле», опубликованной на портале retail.ru и посвященной преимуществам светодиодного освещения и новым приемам в освещении торговых объектов.

Актуальность исходной публикации не вызывает сомнения, поскольку именно в сегменте ритейла освещение играет особую роль, оказывает влияние на потребительский спрос, восприятие торгового бренда и непосредственно сами продажи. Потому что, для торговых объектов постоянно разрабатываются новые технологии и решения, в которых порой бывает непросто разобраться. Оценка новых технологий и модных приемов освещения является очень важной и необходимой задачей, и мы берем на себя смелость прокомментировать основные тезисы статьи, и предлагаем вам поразмышлять о том, как выглядят наши магазины сейчас и как могут выглядеть в будущем.

Euroshop-2020
Euroshop-2020

Итак, о том, как современные светодиодные технологии помогают европейскому ритейлеру продавать, рассказал Михаил Гусманов, эксперт-практик в области светодиодного освещения в сфере ритейла, в ходе экскурсии в павильоне света на международной выставке EuroShop 2020.

Михаил Гусманов в своем рассказе подробно описывает тренды освещения и объясняет какие преимущества дает современное светодиодное освещение.

Тренд №1: Использование в интерьере теплого линейного света

«Теплый белый свет, от 2 до 3 тыс. кельвинов (К), отвечает за создание уютной атмосферы в помещении, позволяет визуально сжимать пространство и магазину выглядеть дороже. Почти весь fashion-ритейл сегмента «премиум» использует в своих магазинах теплый свет, ведь он усиливает колористку товаров и интерьера.»

Мы согласны с тем, что уютная атмосфера, созданная теплым освещением, делает магазин визуально «дорогим». Можно ли назвать это трендом? Скорее нет, равно как и сложно утверждать, что для магазинов с бюджетной одеждой специально выбирают освещение с холодной цветовой температурой. Освещение подбирается не столько для создания какой-то атмосферы, а в дополнение к общей концепции бренда.

На изображении, представленном ниже, например, новый бутик премиальной мужской одежды Dior (Men Boutique in Soho, NYC. Источник). Освещение в магазине нейтральное (не теплое) и достаточно интенсивное, не о какой камерности речи нет. При этом, выбранная цветовая гамма, материалы отделки и расположение одежды в магазине говорят о том, что бренд дорогой.

Мы для себя отметили скрытые в ниши потолка прожекторы, дающие очень мягкое освещение за счет большого угла светораспределения и контурную подсветку стен, которая расширяет небольшое пространство, делает потолок визуально выше.

Men Boutique in Soho, NYC
Men Boutique in Soho, NYC

А вот еще один пример: Новый флагманский магазин Stella McCartney (Источник). В соответствии с приверженностью бренда к окружающей среде, все традиционные роскошные материалы были заменены в новом магазине органическими и экологически чистыми элементами ручной работы.

Любовь к природе и натуральным материалам выражена в скульптуре из камня и растений и весь образ бутика говорит об экологичности и чистоте. Освещение – холодное, другое здесь представить себе сложно.

Флагманский магазин Stella McCartney
Флагманский магазин Stella McCartney

Что касается бюджетных магазинов, демократичных марок, то нам кажется, что последнее время прослеживается тенденция к выбору нейтрального освещения, на уровне 4000 К. Такой свет кажется более ярким. По логике ритейлеров, покупатели, проходя по торговой галерее, скорее зайдут в ярко освещенный магазин, чем в темный, пусть и очень атмосферный. На фото ниже наш проект освещения для магазина AMAIATOGO.

Проект освещения для магазина AMAIATOGO
Проект освещения для магазина AMAIATOGO

Тренд №2: Активное использование акцентной подсветки

«Если линейные светильники создают атмосферу в магазине, то акцентные позволяют привлечь внимание покупателей к товару. Например, в помещении можно искусственно создать зону темноты и с помощью акцентного света высветить, как в музее, отдельные товары или торговое оборудование.»

В целом, да. Акцентное освещение было создано специально для целей выгодного экспонирования объектов показа. Правильно настроенное световое пятно от одного или нескольких прожекторов, возможно в комплексе со специальным спектром излучения (читайте о специальных COB в нашей статье), точно притянут взгляды к товару. Это могут быть особо ценная и дорогая продукция или наоборот стенд с акционными, скидочными товарами, которые нужно срочно продать.

Но, «театральные приемы» в виде четких световых пятен на темном фоне, по нашему мнению, уже не так популярны в ритейле. Не потому, что это не работает, а потому, что подобная атмосфера хороша для театра или музея, а в магазине может привести к усталости глаз и неприятным ощущениям. Равномерное освещение – залог комфортного зрения посетителей магазина. А при хорошем самочувствии, прогулка по магазину может продолжаться гораздо дольше. Наша рекомендация: акцентный свет должен быть на 40% интенсивнее общего света.

На изображении ниже прекрасный пример того, как акцент достигнут не световым пятном, а дизайном помещения: светлая ниша в темном интерьере Showroom of LAS factory (Источник) привлекает внимание не хуже подсветки. При этом,сами светильники в шоуруме работают для того, чтобы освещение было равномерным без резких светотеневых границ.

Showroom of LAS factory
Showroom of LAS factory

Другая система освещения на акцентных прожекторах была реализована в нашем недавнем проекте освещения для Saint Bones – ювелирного бренда, основанный Бастой (Василием Вакуленко). Компания Saint Bones специализируется на выпуске собственной коллекции часов, кастомизации часов и аксессуаров для телефонов, ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней.

Темная цветовая гамма, почти полное отсутствие естественного освещения и декоративные люстры, не дающие достаточно света, – все это могло бы превратить бутик в достаточно мрачное место, но акцентные прожекторы TUNIC LED spot осветили все зоны: пол и стены в зале, полки, логотип и зону отдыха.

Проект освещения Saint Bones
Проект освещения Saint Bones

Тренд №3: Подсветка полки с двух сторон – фронтальной и тыльной

«Все чаще европейский ритейлер подсвечивает полку с двух сторон – фронтальной и тыльной (так называемый бэклайт). Такой прием не только усиливает колористику упаковки, но и позволяет привлечь внимание к товару, мотивирует покупателя подойти поближе. А еще бэклайт освещает внутреннюю часть полки, где часто залегает тень, что особенно актуально для парфюмерии и косметики, а также для алкогольной продукции.»

Тут мы полностью согласны. В то время, как большинство ритейлеров подсвечивают полки, используя только наружные прожекторы, другие, используя дополнительно внутреннюю подсветку полок могут более выгодно презентовать свой товар или, по меньшей мере, обратить на него внимание покупателей.

От себя отметим, что такую подсветку можно реализовать, заказав кастомный светильник с равномерной засветкой по индивидуальным параметрам. Мы реализуем подобные решения на базе светотехнических полотен и других материалах.

На фото ниже применение такого светильника в частном винном погребе (Backlit Onyx Wine Cellar, Источник)

Backlit Onyx Wine Cellar
Backlit Onyx Wine Cellar

Тренд №4: Кастомизация светильников (специальные световые спектры)

«Еще одним европейским трендом стала кастомизация светильников – доработка массового товара под конкретного покупателя. Производители все чаще совмещают уникальный дизайн с функциональностью устройства, используя специальные световые спектры под каждую категорию товаров.»

Не можем не согласиться. И даже настаиваем на том, что индивидуальный подход в выборе спектров света для каждого конкретного магазина – это необходимость. Мы на собственном опыте убедились, что представление заказчика о том, как должен выглядеть магазин и какой ему нужен свет, зачастую не совпадает с тем, что он видит при проведении живого моделирования, когда мы привозим образцы на объект и смотрим, как они работают.

Производители светодиодов предлагают множество продуктов: со специальными спектрами для продуктов питания (мяса, рыбы, овощей, хлеба), для насыщенного отображения цветов, и даже для подсветки интерьерных растений, но что именно подходит в каждом конкретном случае, следует узнавать на месте, проводя эксперименты.

На фото один из реализованных проектов освещения: магазин Villeroy & Boch – всемирно известной компании, производящей керамику. Для освещения магазина с коллекционной посудой была рекомендована трековая система с серией прожекторов ANI LED spot со светодиодами VIVID NATURAL для зоны торгового зала и VIVID BRILLIANT для витрин. Первые дают качественный натурально-насыщенный цвет, вторые – заставляют цвета сиять, чтобы у проходящего мимо потенциального покупателя не осталось никаких шансов преодолеть желание разглядеть все детально!

Один из реализованных проектов освещения: магазин Villeroy & Boch
Один из реализованных проектов освещения: магазин Villeroy & Boch

Относительно кастомизации – это тренд и не только в части оптических свойств светильников, но и в формообразовании. Все чаще в интерьерах торговых объектов встречаются необычные, декоративные светильники. Как, например, в интерьере магазина «Hamleys» - старейшего, самого большого и известный магазина игрушек.

Проект освещения магазина «Hamleys»
Проект освещения магазина «Hamleys»

Освещение в магазине обеспечивает трековая система с прожекторами, а декоративные светильники STRELA и BOLA составляют целые композиции, имитирующие цветы и бабочек. Источники света с RGB меняют цвет светильников для еще большего декоративного эффекта. Ссылка на проект.

Подобные декоративные светильники легко можно найти у производителей, а что же делать, когда нужен необычный, например, очень большой светильник? Обращаться к тем, кто занимается кастомайзингом – изготовлением светильников по индивидуальным параметрам.

Пример: Общее освещение магазина ALYSSA обеспечено светильниками INI LED 04, соединенных специальными элементами в единые конструкции. Элемента угловые и звездчатые были разработаны специально для этого проекта.

Общее освещение магазина ALYSSA
Общее освещение магазина ALYSSA

Тренд №5: Динамическое управление световым потоком

«Ритейлеры все чаще используют в магазинах динамическое управление световым потоком (димминг), чтобы менять световую температуру, уровень яркости, высвечивать/затемнять определенные зоны.»

Отказ от применения систем управления в магазине говорит о том, что заказчик не осведомлен о выгодах, которые он может получить. Современные системы управления просты в использовании и год от года становятся дешевле. Недавно мы писали статью об одной из самых удобных сисем управления Wexbi, разработанной в России и обладающей удобным и понятным интерфейсом. Пользователю не требуется проходить обучение для настройки и эксплуатации системы, достаточно короткой инструкции для системного администратора. Ссылка

Эта система подходит для тех, у кого уже работает система освещения со светильниками, диммируемыми по стандарту 0-10 В и нет необходимости в замене оборудования.

Другая система управления AWADA обладает большими возможностями, но предполагает использование светильников с DALI.

Тренд №6: Использование оптики

«С учетом того, что в интерьере все чаще используются высокие потолки и большие пространства, а светильники размещаются все выше, до товара доходит не так много света. При этом товар должен быть освещен на уровне 800–1000 lx, именно в этом случае покупателю видна информация на этикетке. На помощь приходят оптика, рефлекторы, которые позволяют «собрать» свет и направить его с большой высоты на товар.»

Применяя в производстве самую качественную и эффективную оптику, можно создавать осветительные приборы для решения конкретных задач. Один и тот же светильник может быть выполнен в самых разных оптических модификациях. Так, крупногабаритные светильники производятся как с широким светораспределением, так и с концентрированным, что достигается за счет использования микропризматических рассеивателей.

Добавим также, что если в магазине высокие потолки, то можно обойтись и «меньшей кровью» не изобретая сверхмощный прожектор с узким углом, а подвесив светильник на необходимом уровне, увеличив длину подвеса. А самое лучшее решение в этом случае – трековая система.

На фото реализованный проект освещения торгового объекта: Выставочного зала компании PRIMA POWER. Для освещения габаритного помещения были выбраны трековые системы с прожекторами ANI LED spot.

Проект освещения Выставочного зала компании PRIMA POWER
Проект освещения Выставочного зала компании PRIMA POWER

Тренд №6: Мобильность освещения

«В последние несколько лет в ритейле набирает популярность тренд мобильности освещения – возможности быстро переконфигурировать, снять/установить, поднять/опустить светильник. Такая тенденция связана с подвижностью самого ритейла – современное торговое пространство должно быстро трансформироваться под сезонные предложения, новинки, распродажи и т. д.»

Абсолютная правда, касающаяся всех сфер освещения. Освещение создано и совершенствуется для нашего удобства и совершенству, возможно, нет предела.

Для торговых объектов мобильность – это, прежде всего, трековые системы (шинопровод) с прожекторами и другими светильниками, например, линейными, которые так же устанавливаются на трек с помощью адаптеров. На изображении ниже один из таких светильников: INI LED Adapter, который можно в любой момент перенести в необходимое место без помощи специалистов.

INI LED Adapter
INI LED Adapter

Тренд №7: Интеграция света в торговое и музыкальное оборудование

«Направление набирает обороты на европейском рынке, поскольку минималистичный дизайн светильников позволяет ритейлерам уйти от дополнительных проводов и подключений. Световые дисплеи уже изначально вмонтированы в торговую конструкцию, а гибкие соединения секций шинопровода создают дополнительную геометрию линий на конструкциях и потолке. Еще одно решение на рынке – совмещение музыкального устройства и светильника.»

Тренд является частью общей тенденции к интеграции всего оборудования в одну систему. Это удобно не только по причине минимизации подключений, но для внедрения систем управления, которые могут задействовать как свет, так и другие устройства: датчики, звуковое оборудование, камеры видеонаблюдения и прочее.

Мы предлагаем решение по интеграции всех систем в одно устройство: установочные конструкции INI LED 60 SYSTEM. Конструкция образована профилями и имеет линейную или прямоугольную форму. В конструкцию интегрированы два линейные светильники INI LED 60 и шинопровод. На который можно устанавливать прожекторы и другие устройства, оборудованные трехфазными адаптерами Global PRO или аналогами.

 INI LED 60 SYSTEM
INI LED 60 SYSTEM

В завершение рецензии мы хотим поблагодарить Михаила Гусманова и Яну Морозову, автора Retail.ru за опубликованный материал и полезную для нас всех информацию. Обзор, подготовленный коллегами, отображает все популярные тенденции в освещении торговых объектов и объясняет на примерах способы применения новых технологий.

От себя добавим, что основная тенденция сейчас – это повсеместное улучшение световой среды на объектах ритейла, мы видим эти изменения на своем опыте и изучая чужие проекты. Очень приятно осознавать, что с появлением светодиодных технологий и бурным их развитием в наших магазинах, супермаркетах и торговых центрах становится все красивее и комфортнее, что идет на пользу ритейлерам и улучшает настроение покупателей.

Статья, на которую была подготовлена рецензия тут.

Ритейл
0