Найти в Дзене
$ НИЧЕГО ЛИЧНОГО

“ЭКОНОМИКА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ «ЖО». Михаил Хазин - Что будет после кризиса!

Какие экономические перемены нас ожидают после кризиса? Чего испугались финансисты США? Планы ФРС. Зачем Путину обнуление президентских сроков прямо сейчас? И о много другом…

Недавно слушал по радио (по-моему, «Говорит Москва») выступление Михаила Хазина, аж волосы дыбом. Обо всём по порядку.

Главное экономическое событие последних дней по Михаилу Хазину – самое крупное в истории ФРС США снижение учётной ставки на 100 базисных пунктов или аж на 1%. С учётом предыдущего снижения, это что-то невообразимое. Для понимания, предыдущее самое большое снижение произошло в 2008 году, на 50 пунктов.

Почему это произошло? Мы видим, говорит Михаил Хазин, что американцы чего-то испугались. Чего точно испугались мы достоверно не знаем, однако основываясь на предыдущем опыте 2008 года можно предположить, что что-то там не чисто… Одновременно ФРС запустило эмиссионные программы на 700 млрд. долларов, которые пойдут на выкуп активов государственных ценных бумаг и ипотечные кредиты для поддержки банков. Причём решения ФРС принимались на экстренном заседании в воскресный день. Кроме того, у ФРС есть планы о расширении эмиссии и выпуске в ближайшее время на рынок около 4-х трлн. долларов, но эту информацию необходимо проверять. Судя по принятым экстренным мерам, в финансовых институтах появились очень серьёзные дырки, то есть это не текущая ситуация. Появление этих дыр связано с переоценкой перспектив в мировой торговле. Мировая торговля не просто заканчивается, её не видно вообще.

В следствии того, что прекратили своё движение китайские сухогрузы, американцы, австралийцы и жители Евросоюза наблюдают отсутствие бытовой химии, туалетной бумаги и ещё ряда товаров. Что касается Москвы, здесь Михаил Хазин замечает, что благодаря нашим начальникам туалетная бумага в магазинах присутствует, а благодаря ранней весне москвичи успели «переобуться» в летнюю резину.

Что будет дальше? Михаил Хазин считает, что коронавирус не так опасен каким его нам пытаются представить. В Китае эпидемия уже заканчивается. В Японии и Корее, видимо благодаря жестким мерам, случаи заражения минимальны. Что касается России, здесь не всё так просто. Этой зимой в Москве и Перми количество заболевших воспалением лёгких превышало среднестатистическое значение на 30%. Дело в том, что в это время коронавирус в стране уже был, просто никто не знал, что это коронавирус, делится своими наблюдениями экономист. Однако, утверждает Михаил, эпидемия коронавируса ничуть не страшнее эпидемии обычного гриппа. Просто паническая атмосфера в которой пребывает сейчас весь мир выгоден некоторым структурам.

И так, по Михаилу Хазину, есть структуры, которым выгодна паническая атмосфера на фоне происходящей вспышки эпидемии, а сам коронавирус не опаснее чем обычный грипп. Всё что сейчас происходит, говорит Михаил, это с одной стороны попытка как можно больше раздуть панику, а с другой стороны – это тренировка разного рода государственных структур реагировать на неожиданные события. В этом месте своего выступления Хазин говорит, что готов назвать несколько структур которым выгодна настоящая ситуация, чтобы свалить с себя накопившиеся проблемы.

В начале 2001 года, Михаил Хазин в одной из своих публикаций предупреждал о том, что США в ближайшее время могут организовать против себя теракты. На тот момент, вспоминает Михаил, в США была плохая экономическая статистика и пришедшая к власти администрация Буша младшего, проморгав время, когда можно было всё свалить на предыдущую администрацию президента Клинтона, нуждалась в ситуации, когда можно было бы заявить, что всё произошло, как-бы, само собой. Кроме того, стало известно о подготовке законодательных актов, связанных с безопасностью, по которым существенно ограничивались свободы. Ожидаемые Михаилом теракты произошли 11 сентября 2001 года.

Эта эпидемия, как кажется Михаилу Хазину, очень напоминает вышеописанные события. Сложившаяся сейчас ситуация выгодна для очень многих государств и бизнес структур, для того чтобы свалить с себя проблемы и снять с себя персональную ответственность. В качестве примера можно привести Италию с огромным внешним долгом, ситуацию с Дойче Банком, который находится на грани банкротства. Последние действия ФРС США также наводят на мысль, что в её институтах имеются серьёзные проблемы.

Хазин считает, что в России паники по поводу эпидемии нет, и если Китай объявит, что эпидемия сходит на нет и на Западе будет принято решение, что не нужно устраивать массовых банкротств и валить мировую экономику, то где-то через месяц начнут постепенно открывать границы.

Сейчас происходят процессы, которые можно назвать отработкой введения новых границ в мире. Сейчас появляются границы, где их в принципе не могло быть, даже в рамках валютных зон. Например, появилась граница между Испанией и Францией. Интересно, где пройдёт граница между условно американской зоной влияния и евразийской? На сегодня, считает Михаил Хазин, сохранение западноевропейской валютной зоны с евро под большим вопросом. И виной тому неадекватное поведение руководства Евросоюза и отдельных стран. Совершенно очевидно, что Великобритания сейчас в американской зоне влияния. И если условной франко-германской валютной зоне с примыкающими к ней странами не удастся сохранить свою сферу влияния, то вполне возможно, что граница между американской и евразийской зоной может пройти по середине Европы. Граница пройдёт восточней Германии или западней Германии, вот в чём вопрос? Через два – три года этот вопрос станет актуальным.

В настоящее время происходит выпадение целых отраслей мировой экономики. В первую очередь это касается туризма. Современная структура туристического бизнеса получила своё развитие со времён «Рейганомики». Это возможность путешествовать на легке, получая комфортные условия проживания и все блага цивилизации в любой точке туристического маршрута, в отличие от путешествий с палатками, отдыха на необустроенных пляжах не говоря уже о питании. В дальнейшем, считает Михаил Хазин, многозвёздочные отели будут находится лишь в крупных туристических центрах и станут доступны весьма ограниченному кругу людей, а массовый туризм откатится к временам 60-х – 70-х годов. Резко вырастут страховые выплаты. На это повлияют образование новых экономических границ и валютные колебания. Если сейчас есть возможность самостоятельно забронировать номер в отеле, с той же лёгкостью что и вызвать такси, то в будущем нас ожидает возврат посредников, которые будут обязаны своим возвращением росту страховой индустрии. Вместе с паспортом и визой будут проверять и страховку. Поэтому, как только шумиха с эпидемией уляжется, стоит готовиться к буму внутреннего туризма.

Исходя из вышесказанного, совершенно непонятно как через 2-3 года будет выглядеть отрасль авиаперевозок. Огромную роль в авиаперевозках, до настоящего времени играл именно туристический бизнес. По миру передвигалось колоссальное количество путешественников. Обрушение туристического сектора, появление новых границ и банальное отсутствие денег у большинства населения. Всё это не может не сказаться как на авиаперевозках, так и на авиационной промышленности. В качестве примера, Михаил Хазин приводит события 11 сентября 2001 года, после которых более 2-х лет, бизнес связанный с авиацией был убыточным.

И даже если в ближайшее время кризис закончится, осенью мы обязательно увидим его продолжение, и доходы большинства жителей упадут очень сильно, считает экономист.

В докризисный период, то есть до последних событий, связанных с эпидемией, доходы американцев по уровню покупательной способности были на уровне 1957 года. Доходы действительно низкие в отличие от расходов. Однако, стимулирование спроса (кредитование) очень дорого стоит. Как для государства, так и для домохозяйств. Со стимулированием спроса занимался практически весь мир, но в ближайшее время «с этим будут завязывать», считает Михаил Хазин. Единственная страна, которая до последнего времени не стимулировала внутренний спрос, это Россия. «Спасибо» либеральному руководству, Минфину и Центробанку, которые целенаправленно это делали.

Так что же происходит в нашей стране. В нашей стране, как считает Михаил Хазин, первое, происходит эпидемия с ограниченным развитием (небольшое число заболевших). У нас нет особого ажиотажа поэтому поводу, то ли в силу трезвого подхода к панической ситуации, то ли оттого, что заболевание не так уж и серьёзно и были вовремя предприняты меры.

Следующее, что происходит у нас в стране – это внесение поправок в конституцию. Те поправки, которые касаются семьи и упоминание Бога, не несут в себе ничего иного, кроме как отражение приверженности российского народа к традиционным ценностям, выразил своё мнение экономист. Причём само слово Бог, не подразумевает какого-то конкретного Бога.

Ещё одна тема вызвавшая дикое возбуждение, особенно у либеральной общественности, - это тема обнуления сроков президента. Если действительно президенту понадобилось обнуление сроков, то почему именно сейчас? Задаётся вопросом Михаил. Если представить, что об эпидемии было известно заранее, например, как ответ Китая Трампу, то можно предположить, что усиление нестабильности в политической верхушке России полезно для отрицательно относящихся к нашей стране персонажей. А тема обнуления сроков эту активность закрывает, причём полностью. То есть, тема обнуления сроков, это тактический ответ на конкретную антироссийскую комбинацию, задуманную и затеянную где-то там. О том, что был задействован серьёзный ресурс извне, говорит массовая активность либералов, которая, как считает Хазин, работает только за зарплату. Наравне с этим, могли быть задействованы олигархи разлива 90-х, которые не знают, как жить дальше.

При той гипотезе, а она верна, что мир распадается на валютные зоны, возникают серьёзные проблемы у тех олигархов, чьи деньги находятся вне России. Под тот масштаб кризиса, который продолжается уже более двух недель, можно конфисковать любые деньги…

Ещё одной из важных проблем, которая проявила себя за последнее время – это проблема с управлением. Правительству Мишустина работать не дают. Причём, саботируют работу сотрудники правительства – либеральное среднее звено. Дело в том, что перестала работать координация, которая носила коррупционный характер в прежнем правительстве. Перестало работать всё. С этой проблемой сталкиваются новые лица в правительстве, те кто не желает соблюдать либеральный консенсус.

Кстати, куда в условиях кризиса пропала госпожа Набиуллина? Обращает внимание Михаил Хазин. Мы не наблюдаем её выступлений, её разъяснений, её гарантий в связи с происходящими в стране и мире серьёзными событиями. Может у неё коронавирус? Может её в карантин?

Вот в принципе и всё, что запомнилось мне из выступления Михаила Леонидовича.

С уважением! ©Leo_Lens