Найти тему
HAPPY KELPIE

Стили морриса

Оглавление

Андрей Елагин и Милада Леонова специально для Happy Kelpie.

Английский моррис — это чрезвычайно интересная, самобытная и богатая народная традиция. Танцы моррис поразительно различны между собой по форме, структуре, костюмам и сопутствующему антуражу — и однако моррис всегда узнаваем, познакомившись с ним поближе, уже ни за что не спутаешь его ни с чем другим.

Разобраться же в самом моррисе поможет знакомство с его ключевыми стилями, которых обычно выделяют пять: котсуолд, приграничный, северо-западный, танцы с рапирами и молли. Эти стили происходят из разных областей Англии, каждый из них обладает своей спецификой, характерными чертами и богатой и интересной историей. Обо всем этом и многом другом мы и поговорим в нашем обширном материале. По ходу статьи вам также повстречаются ссылки на другие наши статьи и заметки, с помощью которых можно продолжить знакомство с моррисом.

Желаем приятного чтения!

Cotswold Morris | Котсуолд

     Традиционная команда из Бамптона — одна из старейших в мире. Ее история насчитывает свыше шести веков.
Традиционная команда из Бамптона — одна из старейших в мире. Ее история насчитывает свыше шести веков.

Пожалуй, самый известный и хорошо сохранившийся из всех стилей морриса происходит из одноименной местности в холмах графства Глостершир — Котсуолда. Обилием аутентичной информации, дошедшей до наших дней в подробнейших описаниях танцев, фигур и шагов, мы обязаны Сесилу Шарпу — родоначальнику движения за возрождение национального фольклора и одному из первых собирателей морриса. Именно котсуолду в абсолютном большинстве посвящены пять томов составленной Шарпом в начале XX века «Книги морриса» — крупнейшего и старейшего сборника танцев моррис в истории.

Именно котсуолд в первую очередь приходит на ум при упоминании морриса любому мало-мальски знакомому с ним обывателю. Солидные мужчины в белом, беззаботно скачущие с платочками в руках на лоне природы в Майский день либо на Троицу — это картина, изображающая именно танцоров котсуолда.

     Накладки с бубенцами на ногах танцора котсуолда.
Накладки с бубенцами на ногах танцора котсуолда.

Команда в котсуолде традиционно состоит из шести танцоров и одного-двух музыкантов, а также Шута (Fool) или Зверя (Beast).

Облачение танцора морриса называется «комплект» (morris kit). По традиции танцоры котсуолда одеваются в белые рубашки, белые брюки либо черные бриджи, черные ботинки. Отличительными для каждой команды являются яркие перевязи (baldric) через плечо, либо жилеты, часто дополненные вышивкой, командной символикой, гербами, а также фасон и оформление шляп, которые по традиции празднично украшаются живыми цветами. Бубенцы — характерный атрибут танцора морриса — крепятся на специальные накладки (bell pads), которые носят на голенях. Накладки с бубенцами в котсуолде — это не просто украшение, а важнейший функциональный элемент костюма. Движения ног в танце (многочисленные кики, прыжки, встряхивания ногами) специально продуманы таким образом, чтобы извлекать из бубенцов максимум звука. Для достижения большей мелодичности на накладках комбинируются бубенцы разного размера, изготовленные из различных металлов.

     Beast (он же Шут) валлийской моррис-команды Cardiff Morris возглавляет танец.
Beast (он же Шут) валлийской моррис-команды Cardiff Morris возглавляет танец.

Шут, если он имеется в команде, одевается более вызывающе — в пеструю, клоунскую одежду, а иногда — в женское платье. Однако роль его в команде является ключевой — чаще всего это самый умелый и опытный танцор, наставник или даже собственно капитан команды. Именно он, как правило, объявляет танцы, взаимодействует с публикой, контролирует общий ход выступления. И конечно, исполняет собственную уникальную партию в танце, служа посредником между танцорами и зрителем.

Под Зверем, который может заменять Шута в команде, а может присутствовать с ним наравне, подразумевается потешная лошадка, однако совсем необязательно это именно лошадь — встречаются олени, бараны и даже драконы!

Танцы в котсуолде делятся на сетовые, которые исполняются группой танцоров, т.н. моррис-джиги — сольные или парные танцы, призванные продемонстрировать мастерство лучших танцоров команды и искусство исполнения шагов — а также танцевальные процессии. В танцах используется различный инвентарь — платки, жезлы, палки. Исторически каждая деревня сочиняла собственные шаги и фигуры для танца, и впоследствии они легли в основу «традиций», известных по месту происхождения — например, Бледингтон, Бакнелл или Шерборн. Одни и те же танцы под одним и тем же названием, на одну и ту же музыку танцуют по-разному в разных деревнях, применяя к ним характерные, узнаваемые местные движения.

     Андрей и Милада (команда Happy Kelpie) танцуют моррис-джигу в комплектах для котсуолда.
Андрей и Милада (команда Happy Kelpie) танцуют моррис-джигу в комплектах для котсуолда.

Музыкальное сопровождение для танцоров традиционно составляли тамбурин и флейта либо скрипка, но в наши дни ассортимент существенно расширился и включает любые доступные инструменты, чаще всего же встречаются концертина или гармоника.

Мировые войны оставили неизгладимый отпечаток на старинной танцевальной традиции, унеся жизни многих танцоров и начисто искоренив целые команды. В Чиппинг Кэмпдене или Абингдоне сохранились традиционные команды морриса, но в других поселениях — например, в Илмингтоне, Аддербери или Кирклингтоне — ныне действуют реконструкторы-фольклористы, воссоздающие деятельность исчезнувших носителей культуры по историческим свидетельствам. Стараниями их котсуолд сегодня живет и процветает, на сегодняшний день это самый известный и широко распространенный стиль морриса, завоевавший популярность по всему земному шару.

Border Morris | Приграничный стиль

     Моррис-команда Happy Kelpie.
Моррис-команда Happy Kelpie.

Еще один яркий и выразительный стиль морриса зародился в графствах Херефордшир, Вустершир и Шропшир на границе с Уэльсом, за что и получил свое название. Одно время считалось, что танцы, пришедшие с англо-валлийской границы – это упрощенные вариации на тему котсуолда, однако сегодня полагают, что это более древняя разновидность морриса. Отдельные упоминания о танцах датируются семнадцатым столетием. В целом же, к сожалению, в свое время этот стиль не удостоился такого пристального внимания собирателей фольклора, как котсуолд, и в итоге дошел до нас в куда более обрывочных сведениях. Возрождением его плотно занялись только в 70-е годы XX века, когда традиционные команды и их наследие были уже навек потеряны, и то, что мы имеем сегодня — во многом плод трудов и фантазии наших современников. Основополагающий вклад в возрождение стиля внесли такие прославленные команды как Shropshire Bedlams во главе с Джоном Киркпатриком и Silurian Morris во главе с Дейвом Джонсом. Обе они действуют в Англии по сей день.

В сравнении с котсуолдом приграничный стиль куда менее формализован и подчинен стандартам (главным образом в силу обрывочности исходных данных и, как следствие, куда более свободного, творческого подхода исполнителей к репертуару и выступлениям). Танцы приграничного стиля обыкновенно исполняются в сетах из четырех, шести, восьми либо двенадцати человек. Шаги и движения в приграничном стиле в целом примитивнее, чем в котсуолде, но исполняются с большей страстью и экспрессией, а простота движений с лихвой компенсируется большей сложностью фигур и перестроений и высокой скоростью танца. Большинство танцев включает перестукивание палками, однако куда более агрессивное, нежели в деликатном котсуолде.

     Команда Wytchwood Morris.
Команда Wytchwood Morris.

Костюм танцора приграничного стиля выглядит более причудливо и экзотично, нежели в котсуолде. Отличительная черта танцоров приграничного морриса, дошедшая из глубины веков – лица, зачерненные гримом или сажей. Общепринятое мнение гласит, что это делается с целью сохранить личность исполнителя в тайне, однако многие исследователи усматривают в чернении лиц элемент архаичного ряжения. Дикий, архаичный вид танцору придает и основной элемент одежды — «лохмотья» (tatters) — куртка, рубашка или накидка, сверху донизу пышно обшитая пестрыми ленточками и цветными лоскутками. Некоторые команды не ограничиваются лентами и украшают наряд колокольчиками, бусами, перьями, стразами, даже маленькими зеркальцами. Дополняют костюм вычурно оформленные шляпы (в ход идут не только цветы, но и перья, кости, значки, всевозможные безделушки) и повязки с бубенцами, которые устроены более просто, чем в котсуолде (зачастую это просто лента с бубенчиками, которая повязывается под коленом) — шаги в приграничном стиле простые, и специфические движения ног для усиления звона наподобие тех, что используются в котсуолде, здесь отсутствуют.

     Команда Beltane Border.
Команда Beltane Border.

Изначально музыкальное сопровождение к танцам в приграничном стиле, как и повсюду, составляли флейта и тамбурин, но в наши дни используются любые инструменты вплоть до самых экзотических. Ключевую роль играют ударные — всевозможные барабаны, бубны, тамбурины, которые задают энергичный ритм. Некоторые особо эксцентричные команды, такие как Beltane Border, используют не только акустические, но и электрические музыкальные инструменты, превращая сопровождение танцев в настоящий рок-концерт. Кроме того, в отличие от котсуолда, мелодии в приграничном стиле не привязаны к конкретным танцам, команды танцуют не только под традиционные народные мелодии, но и под популярные современные, а также активно пишут собственную музыку.

На сегодняшний день данный стиль уступает котсуолду в популярности, однако в силу своей эксцентричности привлекает больше молодежи и развивается очень интенсивно.

North West Morris | Северо-западный стиль

     Команда Saddleworth Morris Men.
Команда Saddleworth Morris Men.

Северо-западный стиль морриса происходит из промышленных городов Ланкашира и Северного Чешира на северо-западе Англии. История северо-западного стиля уходит корнями в местные самобытные церковные традиции, бытовавшие в XIX столетии. К ним относится старинная, восходящая к XIV веку традиция камышовых повозок (Rushcart), на которых в церкви доставляли свежий камыш для устилания пола во время местных престольных праздников¹ (Wakes week), а также т.н. Дни прогулок (Walking days) — разновидность церковных парадов и тесно связанные с ними шествия Королевы Роз (Rose Queen procession) — аналог Майской королевы. Северо-западный стиль сформировался как неотъемлемый элемент подобных народных гуляний, проходивших в формате шумных и красочных парадов, сопровождавшихся музыкой и танцами, и это предопределило его сущность и специфику.

     Команда из Садлворта везет камышовую повозку.
Команда из Садлворта везет камышовую повозку.

Танцы северо-западного стиля традиционно представляют собой длинные процессии из сетов по четыре человека, продвигающихся в двух колоннах с ведущим во главе, который задает команды и оглашает фигуры танца. В таком положении на простых маршевых шагах танцоры могут подолгу шествовать по дороге, сопровождая камышовую повозку или Королеву Роз и периодически прерываясь для исполнения одной-двух фигур. Вместо платков или длинных палок наподобие тех, что используют танцоры котсуолда или приграничного стиля, в арсенале команд северо-западного стиля (в зависимости от того, из какого именно города или пригорода происходит танец) чаще встречаются украшенные короткие палки, ленты, цветочные арки. Танцоры северо-западного стиля одеваются очень эффектно и нарядно. Они носят белые рубашки, яркие контрастные бриджи и чулки, и обуваются в клоги — крепкие башмаки на деревянной подошве, подбитой гвоздями. Бубенцы носят не на повязках или накладках под коленями, а крепят непосредственно на клоги. Завершают костюм широкие перевязи либо жилеты, дополненные лентами и розетками, и, конечно, шляпы, чрезвычайно пышно украшенные цветами.

Танцы исполняются в темпе марша, танцоры отстукивают ритм башмаками в такт сопровождающим шествие музыкантам, традиционно исполняющим популярные композиции XIX века. Музыкантов может быть довольно много, а на крупных фестивалях танцорам морриса нередко подыгрывают целые духовые оркестры.
__
¹
Wakes week (англ.) - в индустриальных районах северной Англии и Шотландии изначально церковный праздник, связанный с чествованием святого покровителя местного храма, позднее каникулярная неделя в летнее время, когда местные заводы закрывались на техобслуживание.

Rapper Sword Dance | Танцы с рапирами

     Команда Newcastle Kingsmen.
Команда Newcastle Kingsmen.

Еще одна разновидность морриса — нортумберлендские танцы с рапирами. Эта уникальная традиция с северо-востока Англии зародилась в шахтерских поселках Нортумберленда и графства Дарем, но за последние десятилетия распространилась по всему миру благодаря трудам реконструкторов.

Танцы с рапирами традиционно исполняются на высокой скорости командой из пяти танцоров, которые сцепляются друг с другом с помощью так называемых «рапир» — гибких клинков о двух рукоятях. Не разрывая цепь, танцоры кружат вокруг друг друга, перекрещивая и свивая гибкие мечи в разные фигуры, замки, связки, перепрыгивают их и даже исполняют сальто.

В начале танца пять танцоров встают в круг, каждый с мечом в правой руке. Нередко танцоры скрещивают мечи, имитируя сражение, прежде чем захватить левыми руками свободные концы рапир впереди стоящих партнеров по танцу и сформировать неразрывную цепочку. Не расцепляясь и не выпуская из рук мечей, танцоры исполняют замысловатые перестроения, заплетаясь в казалось бы неразрешимый узел, но в нужный момент быстро выстраиваются в нужном порядке, чтобы сложить и эффектно продемонстрировать разнообразные фигуры из сцепленных рапир. Единственное, для чего они размыкают цепь — это чтобы показать финальную звезду из пяти перекрещенных мечей. В перерывах между фигурами на протяжении танца танцоры исполняют джигу в специфической манере, позаимствованной у местных исполнителей английского клогинга — степа в башмаках на деревянной подошве.

Помимо танцоров в танце традиционно участвуют два вспомогательных персонажа — «Томми» и «Бетти». Томми предваряет выступление народной песней и бегло комментирует танец и фигуры, которые исполняют танцоры. Бетти традиционно играет крупный, в идеале бородатый мужчина, одетый в женское платье. Он периодически присоединяется к танцу, а также взаимодействует с Томми. Обычно танец завершается демонстрацией звезды, сложенной из пяти рапир, но Томми и Бетти также могут принять участие в составлении финальной фигуры, и тогда звезда складывается из семи мечей.

Хотя в наше время танцы с рапирами не слишком широко известны, в первой половине XX века, в период между мировыми войнами, они были чрезвычайно популярны. Между командами соседних деревушек бушевало непримиримое соперничество. Интерес подогревали ежегодные Североанглийские музыкальные состязания, первые из которых состоялись в 1919 году. Общество английского народного танца вдохновило команды рапиристов выступить в Альберт-Холле в Лондоне, а одна из команд, Westerhope, даже получила приглашение на гастроли в Соединенных Штатах.

     Newcastle Kingsmen
Newcastle Kingsmen

Тем не менее, танцевальная традиция оказалась почти полностью утрачена по окончании Второй мировой войны. Восстановить ее в полной мере у себя на родине так и не удалось — несмотря на все усилия реконструкторов из Кингз-Колледж, что в Ньюкасле-на-Тайне. Однако, объединившись, те сумели создать весьма успешную команду Newcastle Kingsmen, которая позднее завоевала немалую известность и, при участии нескольких старых команд, положила начало некоему возрождению танцев, вдохновив поклонников на создание новых ансамблей в разных уголках Англии. Тем не менее, лишь одна из довоенных команд (основана в 1926), High Spen Blue Diamonds, продолжает по сей день танцевать в окрестностях Ньюкасла.

Однако, несмотря на угасание традиции на родине, в целом в Англии и за ее пределами танец с рапирами сегодня довольно активно возрождается — отчасти силами команд, основанных или воспитанных Newcastle Kingsmen и High Spen Blue Diamonds, отчасти усилиями самоучек, изучающих танец по письменным источникам, а в последние годы — и силами вдохновленных посетителей мастер-классов на различных фестивалях. Сегодня в мире действует больше команд рапиристов, чем когда-либо прежде, количество их продолжает расти, и будущее танцев с рапирами видится весьма обнадеживающим.

Molly Dancing | Mолли

     Команда Gog Magog Molly Dancers.
Команда Gog Magog Molly Dancers.

Последний из пяти ключевых стилей английского морриса, молли, происходит из Кембриджшира и соседних с ним графств Восточной Англии.

Исторически молли имел строгую привязку к календарю и исполнялся исключительно на т.н. пахотный понедельник — первый после Крещения и Двенадцатой ночи. Этот день символически отмечал начало земледельческих работ и сопровождался танцами и шумными процессиями. Бедные фермеры украшали плуги и, толкая их перед собой, шествовали по деревне с песнями и плясками. У порога зажиточных соседей они останавливались и выпрашивали подаяние в плату за песни и танцы, а если в ответ им отказывались дать денег, угрожали вспахать двор и сад.

По своей сути молли близок традиционным народным танцам, таким как рилы на четыре, шесть или восемь человек. Часто случалось, что молли исполнялись мужскими командами во время праздничного шествия, а вечером повторялись в пабах уже в качестве обычных социальных танцев — без антуража, в свободной обстановке и с участием дам.

     Команда Happy Kelpie танцует молли.
Команда Happy Kelpie танцует молли.

Название молли происходит от устаревшего насмешливого обращения «девчонка» по отношению к парню. В танце всегда присутствует как минимум один мужчина, переодетый женщиной — его и называют «Молли». Поговорка гласит, что для того, чтобы переодеть мужчину в молли, «требуется две сильных женщины, но достаточно одной порочной, чтобы его раздеть» :)

Для молли характерны особые движения, нетипичные для других стилей морриса. В частности, танец исполняется на особых увесистых шагах и прыжках, которые удобно делать в тяжелых рабочих ботинках.

В молли обыкновенно не используется дополнительный инвентарь вроде палок или платков. Исключение составляют отдельные танцы, такие как знаменитый «танец с метлой».

Как и в приграничном стиле, танцоры молли красят лица в черный цвет, чтобы остаться неузнанными.

И, наконец, это единственный стиль морриса, где танцоры не носят бубенцов — они и без того производят достаточно шума! Молли — это агрессивные, энергичные, силовые танцы, которые выглядят довольно просто, но вместе с тем самобытно и очень эффектно.

     Команда Pig Dyke Molly.
Команда Pig Dyke Molly.

Как и приграничный стиль, молли выпал из поля зрения собирателей фольклора и к моменту, когда ученые обратили на него внимание, почти исчез с лица земли. Заслуга в возрождении стиля принадлежит его первым исследователям Джозефу Нидему и Артуру Пеку, которые занялись изучением молли в 30-х годах XX века. Ранее мы переводили отчет об их работе, в 1933 году опубликованный в Журнале Общества английской народной песни и танца, и если вас заинтересовала история молли, настоятельно рекомендуем этот материал к прочтению.

Как и в случае с приграничным стилем, недостаток и разрозненность материала, тем не менее, только подстегнули интерес и творческое начало любителей фольклора, и сегодня, взяв за основу результаты изначальных исследований, команды танцоров молли продвигают традицию, активно сочиняя и распространяя собственные стилизованные танцы.

Моррис наших дней — это не сухой продукт деятельности ученых-фольклористов, призванной сохранить исчезающие обряды и обычаи на музейной полке. Это живая народная традиция, которая, уходя корнями в незапамятные времена, спустя века продолжает развиваться. И мы рады внести в это свой вклад!