Найти в Дзене
СЕМЬ ХОЛМОВ

Тайна раскрыта: найдено место, где написаны самые известные картины о старой Москве

Провела я тут мини-опрос: «Какую Вы можете вспомнить картину о жизни старой Москвы?»

Большинство ответов звучало примерно следующим образом: «Нуу… это… как его… Где извозчики чай пьют в трактире!»

Наиболее продвинутые москвалюбы со знанием дела называли – Борис Кустодиев, серия «Русские типы».

Б. Кустодиев. Московский трактир, 1916. Формально к серии "Русские типы" не относится, но именно с нее все началось.
Б. Кустодиев. Московский трактир, 1916. Формально к серии "Русские типы" не относится, но именно с нее все началось.

По-моему, «Русские типы» Кустодиева идут у нас, любителей Москвы, в одной связке с книгой Гиляровского «Москва и москвичи». Это первое, что мы узнаем о родном городе, и запечатлеваем навеки в заветных уголках нашей памяти.

Именно эти два произведения - одно словесное, другое живописное – идеально иллюстрируют и дополняют друга, создавая в нашем воображении неповторимый облик ушедшей в небытие Первопрестольной.

На первый взгляд может показаться, что «Русские типы» Кустодиева не имеют «прописки» - образы настолько типичны, что могут жить в любом городе России.

Половой. Здесь и далее - серия "Русские типы"
Половой. Здесь и далее - серия "Русские типы"

Но это не так. Именно Москва, одно из ее колоритнейших мест, стала для художника источником «натуры». Эту локацию назвал в одном из своих трудов старейший москвовед В. Муравьев, основываясь на изучении наследия семьи художника.

Кустодиев жил в Петербурге, но в 1914 году Московский художественный театр пригласил его оформить спектакль по пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина».

Художник приехал в Москву и много бродил по городу.

Булочник
Булочник

В Вербное воскресенье полдня толокся на Красной площади среди праздничного торга, заходил в трактиры, вмешивался в толпу — пестрая, яркая жизнь уличной Москвы пленила его.

Но особенно привлекал Бориса Михайловича Сухаревский рынок. «Часто ходил на Сухаревку», — подчеркивает в своих воспоминаниях о Кустодиеве его сын Кирилл.

В извозчичьем трактире на Сухаревке художник нашел сюжет для своей новой картины - "Московский трактир".

Также читайте «Богоспасаемая Сухаревка»: неизвестные страницы жизни криминального рынка Москвы
Трактирщик
Трактирщик

Московские трактиры обычно имели свой постоянный круг посетителей, играя в жизни горожан роль своеобразных клубов по интересам. Были трактиры для извозчиков, актеров, студентов, мастеровых и т.п.

Были даже старообрядческие трактиры - именной такой изображен на картине "Московский трактир".

Кустодиева поразили яркие типы извозчиков, красочная живописность обстановки трактира.

Извозчик в трактире
Извозчик в трактире
«Извозчик в трактире и питается и согревается. Другого отдыха, другой еды у него нет. Жизнь всухомятку. Чай да требуха с огурцами. Изредка стакан водки, но никогда — пьянства.
Два раза в день, а в мороз и три, питается и погреется зимой или высушит на себе мокрое платье осенью, и все это удовольствие стоит ему шестнадцать копеек: пять копеек чай, на гривенник снеди до отвала, а копейку дворнику за то, что лошадь напоит да у колоды приглядит». (В. Гиляровский)
Купец
Купец

Вернувшись в Петербург, художник начал писать картину.

Делал он это по наброскам, сделанным у Сухаревой башни, но для отдельных фигур просил позировать сына Кирилла.

«Он рассказывал, как истово пили чай извозчики, одетые в синие кафтаны, — пишет в своих воспоминаниях сын художника.

— Держались чинно, спокойно, подзывали, не торопясь, полового, и тот бегом летел с чайником.

Сундучник
Сундучник

Пили горячий чай помногу — на дворе сильный мороз, блюдечко держали на вытянутых пальцах. Пили, обжигаясь, дуя на блюдечко с чаем.

Разговор вели так же чинно, не торопясь. Кто-то из них читает газету, он напился, согрелся, теперь отдыхает.»

Особенно впечатляет совершенно особый взгляд художника на привычные вещи. Кустодиев видел во всем этом нечто иконописное.

Продавец ковров (татарин)
Продавец ковров (татарин)

Борис Михайлович говорил:

«Веяло от них чем-то новгородским — иконой, фреской.

Все на новгородский лад — красный фон, лица красные, почти одного цвета с красными стенами — так их и надо писать, как на Николае Чудотворце — бликовать.

А вот самовар четырехведерный сиять должен. Главная закуска — раки. Там и водки можно выпить с устатку.»

Торговка овощами
Торговка овощами

Картина « Московский трактир» стала своеобразным краеугольным камнем, с которого Борис Михайлович начал большой проект - серию акварелей «Русские типы» (1919-1920 гг.)

Кустодиев остался очень доволен своей работой:

«А ведь, по-моему, картина вышла! Цвет есть, иконность, и характеристика извозчиков получилась.

Ай да молодец твой отец! — заразительно смеясь, он шутя хвалил себя, и я невольно присоединялся к его веселью». (К.Б. Кустодиев)

Было интересно? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!