Найти тему
Nika, risk plan

Что будет с ценами, если все перестанут оптимизировать налоги? Любой простой ответ будет неверным

Кто-то считает, что в таком случае цены вырастут; кто-то – что тогда предпринимателям придется пожертвовать частью своего личного дохода, ибо из-за конкуренции существенно поднять цены они не смогут. На самом деле, не все так просто, как пытаются представить обе стороны, все зависит от ряда факторов: от того, о каком продаваемом продукте идет речь, от того, какой налог нельзя будет оптимизировать /если государство закроет все лазейки/ и т.д.

Один экономический журнал опубликовал мою статью «Влияние налогов и сборов на ценообразование» о том, что происходит с ценами, когда тот или иной налог /сбор/ увеличивается. Но, если исходить из того, что отказ от оптимизации означает рост налоговой нагрузки, выводы, сделанные в статье, можно применить и к ситуации, когда предприниматели начнут полностью платить все налоги. Излагаю только часть выводов, причем упрощенно и тезисно (статья длинная, пересказать ее на ДЗЕН невозможно).

  1. Все налоги и сборы можно условно поделить на 2 вида: составляющие условно-постоянные затраты бизнеса (например, налог на землю, который, как правило, необходимо заплатить в определенном размере, вне зависимости от того, сколько товаров было произведено/продано) и условно-переменные, зависящие от количества проданных товаров (НДС, акцизы и пр.)
  2. Увеличение условно-постоянных затрат приводит к повышению цен на товары повседневного спроса, т.к. эти затраты продавец стремится переложить на потребителя. Если речь идет о товарах, не являющихся товарами повседневного спроса, то при значительном увеличении цен на них, снижается и спрос на них. А значит, для предпринимателя становится невыгодно перекладывать все расходы на потребителя. Скорее всего, их часть или все полностью он возьмет на себя. Кроме того, уменьшатся объемы производства и потребления этих товаров.
  3. Увеличение условно-переменной части затрат (НДС, акцизы), вне зависимости от того, о каком товаре идет речь, приводит к пропорциональному увеличению его цены и уменьшению объемов его продажи.
  4. Общие тенденции таковы: если спрос на товар неэластичный — налоговое бремя продавец постарается переложить на покупателя; при эластичном спросе издержки продавец возьмет на себя.

Пример

  • В 2014 г. налог на имущество де-факто был увеличен, т.к. стал уплачиваться в отношении ряда объектов недвижимости, исходя из кадастровой стоимости. Это привело к повышению ставок арендной платы. На товары повседневной необходимости тоже после этого повысились цены.

Сайт компании Nika, risk plan Страница компании в fb