Сегодняшний пост посвящен знаменитому в узких кругах джазмену Вилли Фурлято, потомственному немецкому барону, отсидевшему в советских лагерях более 30 лет. В 2007 году вышел документальный фильм Евгения Голына об этом человеке под названием «Хелло, Вилли!» (Россия, Киностудия Клио-XXI, 44’). Автор киноленты пытается ответить на главный вопрос: кто такой Вилли Драугель - магаданский трубач легендарного Эдди Рознера, барон фон Драугель или уркаган, укравший чужую биографию? Посмотреть видео можно на канале режиссера здесь.
А ниже статья о Вилли Драугеле глазами корреспондента советской газеты.
Надежды лагерной оркестрик
Осенью 1990 года я, проходя неподалеку Белорусского вокзала, услышал вдруг трубку - кто-то играл знаменитый "Сент-Луи-блюз". Играл сильно, чисто, необычно. Это был старик небольшого роста, с бородой и узловатыми пальцами. Рядом стоял кофр от его трубы, в который прохожие кидали мелочь.
Старик закончил играть, положил трубу в кофр и побрел куда-то. Из любопытства я отправился за ним. На вырученные за свою игру деньги он по дороге купил букетик гвоздик и две коробочки кооперативных сластей.
Как СЫНА ОФИЦЕРА, как человека умеющего владеть оружием, его, 11-летнего ученика ученика третьего класса, записали в фольксштурм для защиты родного Кенигсберга от наступающих частей Красной Армии. Когда город был занят русскими, и фольксштурм сложил оружие, и его с несколькими стариками определили в госпиталь - помогать выхаживать советских солдат. Его братья и сестры погибли на этой войне...
Этого мальчика, сына офицера звали Вилли Драугель. Из Кенигсберга его направили в Ленинград. Он побывал в детских домах, был беспризорником, пока не устроился слесарем леспромхоза в городе Тихвин, что под Питером.
В 1950 году ему инкриминировали поджог сарая и осудили по статьям 58.10 и 58.11 на 25 лет лагерей, пять лет ссылки и пять лет - поражения в гражданских правах. Шла борьба с "космополитами", а он был немец. И не просто немец, а прусский барон Вильгельм Отто фон Драугель.
Лагерь за лагерем: прииск "Комсомолец", Тенька, Бурхала... На прииске им.С.М.Буденного Вилли Драугель учился играть на трубе. Там же он и встретил человека, который коренным образом повлиял на жизнь молодого барона-"зека". Нового знакомого звали Эдди Рознер.
Человек этот - явление удивительное. В 9 лет он окончил Берлинскую консерваторию, а в 13 - Академию искусств. На джазовом форуме в 1934 году разделил первое место с сами Луи Армстронгом и получил золотую трубу. А в США до сих пор считается лучшим в мире трубачом биг-бэндом.
В Советском Союзе Рознер оказался в 1939 году, когда спасаясь от второй мировой войны, перешел польско-советскую границу со всем своим оркестром.
В Советском Союзе Рознер был очень популярен.
Летом 1940 года оркестр с большим успехом дал концерты во многих городах СССР и принял участие в декаде белорусского искусства в Москве. В сентябре Рознер с оркестром был неожиданно приглашён в Сочи, где по приказу начальства играл при совершенно пустом зале. Единственным зрителем оказался сидевший в зашторенной ложе И. В. Сталин. Сталину концерт понравился.
Рознера с оркестром стали приглашать за границу. И вот когда музыканты были уже у вагона, их арестовали.
Рознеру инкриминировали желание уехать из Советского Союза. В лагере он создал свой оркестр, в котором позднее стал играть Вилли Драугель.
Драугель был учеником этого великого мастера, учеником его школы. Много лет спустя в разговоре с Вилли Драугелем Диззи Гиллеспи сказал, что сейчас такой школы уже нет, она считается утраченной.
Больше того, там, в лагере Вилли спас Рознеру жизнь: защищая его, он бросился на нож, шрамы от которого до сих пор видны на обеих его руках.
В 1954 году Рознер освободился и уехал в Минск. Перед отъездом он передал свой оркестр Драгугелю, но Драугель руководил им недолго - 19 апреля в 4-ой зоне, на 9-м км от Магадана произошел бунт, после которого всех заключенных из этой зоны распределили в разные лагеря.
В новых лагерях Драугель продолжал играть, собирать оркестры и сидеть по своей статье. В 72-м году срок ему заменили ссылкой, реабилитировали только в 1983-м.
Что касается Рознера, то он и на воле не забыл своего ученика: рассказывал о нем лучшим джазовым музыкантам. Так Драугель стал легендарным "трубачом Вилли Фурлято (фурлято - прием игры на трубе).
Весной 1991 года с парой недозрелых апельсином, которые посчастливилось купить в магазине, я пошел в клинику, где лежал Драугель. Он вспомнил меня и пригласил к себе в палату, чтобы не ждать лифта, мы поднялись по лестнице, он впереди - легко, я - позади отдувался.
Боже мой, как он играл в той больничной палате. А ведь у легендарного трубача Вилли Фурлято работают всего 17% легких.
Он выглядит старше своего возраста, хотя ему нет еще и 60, и при всех своих недугах Драугель продолжает играть. Он снимался в телевидении в программе "Круг" играл в джаз-кафе, когда случилось землетрясение в Армении, со своими друзьями устроил концерт на ВДНХ в пользу пострадавших. Было собрано 12 000 руб. (советских рублей).
У Драугеля очень много друзей-музыкантов, которые, не выдержав тяжелой жизни в СССР, спились или опустились. Вот он и играет на улицах, а потом то подложит продукты в холодильник одному, то купит гостинец в больницу другому.
Сейчас у него есть мечта - собрать новый оркестр, такой какой был у Рознера и играть музыку, музыку, о которой все забыли, музыку более не существующую, - "галерный" джаз негров-рабов.
И последнее. Легендарный трубач Вилли Фурлято почетный член Джазовой ассоциации СССР и Международной ассоциации джаза, барон Вильгельм Отто фон Драугель не имеет паспорта и никогда не имел. Документов, доказывающих его существование, нет. Вероятно они были в архивах ленинградского КГБ, но после случившегося там пожара, в котором сгорело 11 000 дел, надежд почти не осталось.
Автор А.Добров. Апрель 1991 год. Газета "Комсомольская правда". Московский номер.
скан газетной полосы