Найти тему
Валерий Грачиков

Сколько Москва отвалила за Киев, чтобы он стал русским

Как известно, славный город Киев перешел в состав России из Речи Посполитой, потому что был в конце концов просто тупо куплен. Как до этого дошло? А очень просто.

Длинная война с Речью Посполитой обошлась России в доходы государства примерно за 6 лет, считает историк Алексей Волынец. Причем по итогам войны Москва получила только половину Украины – левобережную сторону Днепра. А Киев, напомню, стоит на правом берегу и его по условиям перемирия следовало отдать.

Вот только Москва по вполне понятным причинам отдавать город не хотела. Потому что Киев был «вотчиной извечной государя нашего», символом претензий на все древнерусские земли. Ага, на Полоцк, например, который вообще долгое время виделся главной целью, куда как важнее этого вашего Киева. Но и Киев отдавать не хотелось. Поэтому с поляками договорились, что в городе временно останется русский гарнизон. «Всего на два года». Временно. Ненадолго. А потом московские войска уйдут…

Само собой, никто никуда не ушел. Следующие 20 лет Москва под разными предлогами гарнизон из Киева не выводила. А потом поляки влезли в большую войну с Турцией и им стало не до ерунды.

В 1686 году начались новые переговоры о мире. На них польским послам ясно и четко заявили, что Москва Киев «не уступит без крови». Отдавать город никто не собирался. Но надо было договориться по-джентльменски, на языке и по правилам дипломатии того времени. Поэтому полякам сделали намек, что Москва готова заплатить, чтобы вопрос с Киевом был навсегда закрыт.

-2

Поляки были не против получить немного или много золотишка. Но продать кусок государства, который обладал важным значением как символ, было нельзя. Поэтому началась длинная торговля в стиле самого банального восточного базара.

Началось с того, что одни выставили за город цену империи, а другие попытались купить его за шкуру старого осла. Поляки просили 4 миллиона злотых (800 тысяч рублей), русские заявили, что готовы заплатить 30 тысяч рублей.

Поляки били себя пяткой в грудь и заявляли, что «их сердце вынуто», раз Киев уходит к русским и называли предложение московских послов нелепой шуткой. Московские бояре хладнокровно заявляли, что готовы немного подбросить денежек:

«прибавить к прежнему что доведется»

В результате поляки вскоре снизили цену до 3 миллионов злотых. Еще через месяц цена снизилась до миллиона. Весь ход торговли тщательно фиксировался, кто сколько предлагал, кто на кого орал «большим голосом», как это делал князь Голицын (тот самый, фаворит Софьи Алексеевны).

Когда торги дошли до 200 тысяч рублей, дело застопорилось. Московские бояре предложили разъезжаться, раз ни о чем не договорились. Поляки демонстративно собирались неделю, после чего заявили, что, мол, ладно. Они согласны на 150 тысяч.

-3

Высокие стороны опять уселись за стол переговоров. И еще две недели торговались уже чисто принципиально. Надо же было последний штрих внести, хоть копеечку еще, да урвать. Поэтому через две недели стойкие московские бояре сбили цену еще на 4 тысячи и в итоге сторговались на 146 тысячах. Эту сумму Москва передавала Речи Посполитой

«по братской дружбе и любви».

146 тысяч рублей составляли примерно 10% годового бюджета России на тот момент. Но главной проблема заключалась в том, что передавать деньги надо было «чеканной монетой», как Ведьмаку. Это составляло всего лишь 7 тонн драгоценного металла.

Транспортировать такой груз – это вам не фунт изюма. И транспортировка привела к дипломатическому скандалу. Потому что телеги с серебром тупо застряли в грязи под Смоленском.

Деньги Москва заплатила в три приема и выплачивала их целый год. Нет, не подумайте, заплатили все до копейки. Причем, в Москве боялись, что несмотря на заключенный «Вечный мир» поляки потратят деньги на укрепление своей армии, а потом кинут русских с союзом против турок и пойдут на них войной.

Но корм оказался не в коня. Все эти деньги Речи Посполитой впрок не пошли. Магнаты просто раздербанили их между собой и все деньги растворились как кредиты МВФ в России 90-х годов XX века.

Кстати, «Вечный мир» Речь Посполитая формально ратифицировала через много лет, в 1764 году, когда дело уже начинало сползать к разделам раздираемой рокошами Польши. В Москве же, заплатив за Киев и договорившись о «Вечном мире» с поляками начали готовить другой важный поход. На Крым. Который в первый раз окажется неудачным. Но, в конце концов, уже при Екатерине II, всё закончится тем, что Крым станет наш.

--------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его станет удобно изучать в разделе подписок.

Киев
2891 интересуется