Два важных события в области строительства неатомных подводных лодок произошли в мире с начала марта. В Японии была принята на вооружение первая подводная лодка на литий-ионных батареях, а в Испании официально завершили разработку воздухонезависимой или анаэробной энергоустановки (ВНЭУ) для подводных лодок серии S-80.
5 марта 2020 года на верфи Mitsubishi Heavy Industries в Кобе прошла церемония ввода в строй подводной лодки "Орю" (Ouryu). Это уже одиннадцатая #подлодка типа "Сорю" (Souryu), поступившая на вооружение морских сил самообороны Японии. И первая в мире боевая подводная лодка с тяговыми литий-ионными батареями.
По данным морских сил самообороны Японии, применение #литий-ионных батарей позволило значительно увеличить дальность плавания и скорость хода под водой. Официальная информация на этом заканчивается.
Следует отметить, что предыдущие сданные подводные корабли типа "Сорю" также не чужды инновациям. На них используются воздухонезависимые #двигатели Стирлинга. Судя по всему, руководство японского флота считает, что следующим этапом развития энергоустановок неатомных подлодок станут именно литий-ионные аккумуляторные батареи.
Как и любое техническое решение, литиевые батареи имеют преимущества и недостатки. Плюсы заключаются в компактности, ёмкости, которая даёт возможность долгое время идти под водой на высокой скорости, коротком времени зарядки, минимальном техническом обслуживании.
Минусы – стоимость самих батарей и вопросы безопасности. Последнее особенно актуально в свете недавней аварии с российским глубоководным аппаратом в Баренцевом море, где одной из наиболее вероятных причин СМИ называли взрыв литий-ионной батареи. Тем не менее, японские инженеры продолжают стартовавшую в 1960-х годах работу над литий-ионными батареями для подводных лодок.
Ещё одна новость из области неатомного подводного кораблестроения пришла из Испании. В начале марта компания Navantia отчиталась о завершении испытаний ВНЭУ для серии подводных лодок S-80.
В сообщении испанских корабелов уточняется, что анаэробная установка позволит подлодке находиться под водой в течение нескольких недель без всплытия. Необходимая для движения #корабля электроэнергия будет вырабатываться из водорода, получаемого с помощью биоэтанола.
Ранее сложности с разработкой ВНЭУ привели к затормаживанию серии S-80, предусматривающей строительство четырёх подлодок. Для решения основной проблемы – создания установки по производству биоэтанола были привлечены две компании Abengoa Innovacion и Technicas Reunidas. В итоге министерство обороны выбрало решение от Abengoa.
Предполагается, что впервые испанская ВНЭУ будет установлена на третьей подводной лодке в серии – S-83, которую планируется сдать в июле 2021 года. Две первые подлодки серии, S-81 и S-82, будут сданы с обычными дизель-электрическими установками, которые затем заменят на воздухонезависимые.
По оценке Navantia, лодки серии S-80 с ВНЭУ станут ни много ни мало новым мировым образцом.
О том, как развивается ситуация с созданием ВНЭУ для российских неатомных подводных лодок, можно прочитать здесь.