Найти тему
Двигаю Пиксели

Кради как художник: Александр Родченко и Franz Ferdinand

Оглавление

Всегда немного льстит, когда иностранцы интересуются нашей культурой. С русским авангардом немного иначе. До сих пор за рубежом его ценят больше чем у нас. А ведь мы должны гордиться тем, что именно у нас зародилось такое прогрессивное течение. В этой статье я немного расскажу об Александре Родченко, а также группе Franz Ferdinand, которые в свое время вдохновились конструктивизмом.

Кто такой Александр Родченко?

-2

Александра Родченко нельзя описать как-то односложно. Он основоположник конструктивизма, фотограф, дизайнер, плакатист, первопроходец в рекламе СССР, живописец, педагог, так еще и протезист по образованию. Это если кратко.

Плакаты и конструктивизм

Александр Родченко вместе с Владимиром Маяковским (Творческое объединение Реклам-конструктор: Маяковский — Родченко) создали целую серию гениальных рекламных плакатов, некоторые из которых мы цитируем до сих пор. За слоганы отвечал Маяковский, за оформление Родченко.

Реклам-конструктор: Маяковский — Родченко
Реклам-конструктор: Маяковский — Родченко

Это не просто яркие картинки, композиция и форма на них полностью соответствует действию, к которому плакат призывает. Композиция жестко привязана к геометрической конструкции (отсюда название - конструктивизм).

Помимо графических плакатов, Родченко был одним из первых, кто использовал фотографии в рекламе. Просто подумайте, насколько это тогда было сложнее, чем сейчас. Сначала Александру приходилось фотографии искать, вырезать их из журналов, книг и прочих источников. Это не на Shutterstock зайти и пролистать 10 000 фотографий с женщинами и салатами. Приходилось довольствоваться тем, что нашел. Но в 1924 году ему это надоело, и он купил камеру. И не положил на полку через пару дней, как мы это обычно делаем,а устроил в мире фотографии настоящую революцию: в его работах полно необычных ракурсов.

С тех пор для плаката можно было делать какие угодно фотографии. Ярким примером конструктивизма считается плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания».

-5

Это рекламный плакат для ленинградского отделения Госиздата. Сделан в 1924 году. Изображение предельно геометрично. Картинка яркая, а фотографию для плаката Родченко сделал сам. Читать книги с плаката призывает Лиля Брик.

Оригинальное фото
Оригинальное фото

Как с этим связана группа Franz Ferdinand?

Через 81 год шотландская группа Franz Ferdinand выпускает свой второй альбом «You Could Have It So Much Better». Дизайнер обложки Мэтью Купер использует один из самых известных образов Александра Родченко. В 2017 году мне настолько понравился альбом, что я заанимировала его обложку.

-7

Нет сомнения, что обложка основана на рекламе Ленгиза

-8

Меня очень удивил тот факт, что шотландская инди-группа вообще знает о Родченко и авангарде. Как оказалось, Мэтью Купер вдохновлялся не только Родченко, но и Лисицким. Что интересно, плакат для ЛЕНГИЗА основан как раз на этой работе Лисицкого.

-9

Купер знал творчество Родченко очень хорошо. Если ЛЕНГИЗ проходят во всех учебниках по графическому дизайну, этот плакат уже не такой известный.

-10

Можно перемешать в одном коллаже работы Родченко, Лисицкого и Купера. Референсы очевидны, но это и не точные копии. Вот что называется "Кради как художник". Пусть некоторые и критикуют его за использование слишком мягкого для такого направления шрифта Century Gothic, использование более брутальных начертаний точно бы сделало эти обложки менее оригинальными.

-11

Заморочился, ну и что?

Чем больше дизайнер знает стилей и направлений, тем больше у него возможностей сделать что-то интересное. Когда дизайнер не вникает в стилистику и просто выполняет "по картинке" получается вот так:

Больно?
Больно?

Да, я могла бы закончить статью на положительной ноте, но в реальности шансы встретить такой баннер гораздо выше, чем обложку какой-то там группы. Не будьте такими, как они! Изучайте историю, изучайте авангард. Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Понравилась статья? Не забудь поставить большой палец вверх и подписаться на канал :)