Захар Ящин, дизайнер, иллюстратор, автор комиксов и кириллизации шрифтов многих знаковых графических романов, в числе которых «Маус» Арта Шпигельмана, «Понимание комикса» Скотта МакКлауда, «Одеяла» Крейга Томпсона, «Персеполис» Маржан Сатрапи, рассказал, как создать эффектный и грамотный леттеринг.
1 |
Для начала определитесь с тем, какую надпись вы хотите нарисовать. Леттеринг позволяет делать буквы разными, живыми и одновременно графичными, причём ради одной фразы не придётся разрабатывать целый новый шрифт.
Следует отличать леттеринг от каллиграфии. «Когда вы рисуете букву, а не пишете её в одно касание, у вас получается немного другой результат. Когда вы пишете, вы рисуете скелет буквы, а её форма получается той или иной в зависимости от инструмента. А когда вы рисуете, вы рисуете абрис буквы. Вы определяете, как будет выглядеть её форма, вы не зависите от рисующего инструмента. В каллиграфии надо натренироваться так, чтобы в одно касание делать то что надо. А рисуя буквы, вы можете сколько угодно стирать, поправлять, менять, переделывать, ваша надпись может быть совершенно синтетической», — объясняет дизайнер.
2 |
Напишите слова вручную и посчитайте количество букв, посмотрите на примерную длину слов, чтобы потом составить из этих брусочков композицию. Подумайте, на сколько частей её лучше поделить. Допускается грязный карандашный эскиз – потом его можно красиво обвести.
3 |
Самое простое — взять обычную геометрическую форму: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, пятиугольник — и построить внутри шрифтовую композицию. Каждое слово разделите на блоки — затем впишите буквы. Даже простая геометрическая форма несёт в себе определённый смысл. Нужно попытаться уловить настроение надписи. Например, композиция, нарисованная в круге, может означать универсальность, компактность, уют.
4 |
Важно избегать монотонности; чтобы не было скучно, можем разделить композицию на разные элементы. Например, скомпоновать внутри круга несколько других форм, определив, какие детали должны быть больше, а какие — меньше. При выстраивании композиции мы, как правило, оперируем оптическим равновесием: если с одной стороны что-то «вылезло», надо уравновесить её с другой стороны.
5 |
Выберите главные слова и прежде всего уделите внимание им; пусть главное слово будет самым эффектным или размашистым — всё остальное можно будет прилеплять к нему. Помните, что каждая буква — это уже рисунок, уже композиция, и у неё есть выступающие элементы, углубленные элементы, просветы, которые можно использовать как место для расположения других букв.
6 |
Можно добавлять рамочки, декоративные компоненты, менять расстояние между деталями. Выполнить несколько элементов рукописным шрифтом и несколько — рубленым, использовать лигатуру, «прилепляя» друг к другу соседние буквы (раньше лигатуры позволяли писцам экономить место). Конечно, осторожность не помешает: например, если объединить «п» и «н», сделав им общую «ножку», то первую букву можно будет принять за «г».
7 |
Графика повышает привлекательность вашего леттеринга: «Если вы совмещаете шрифт и картинку, это вызывает больший интерес, чем просто шрифт», – отмечает Захар. Встречаются два случая силуэтных букв: когда буквы составляют силуэт и когда буквы вписаны в силуэт.
8 |
Используйте буквы как скелет — затем придавайте им объём; его можно набрать, просто повторяя линии: где был один штрих — рисуете два. Чаще всего трудно сразу определить, какое слово будет объёмным, а какое — нет. Возможно, придётся поменять форму, придать надписи небольшой изгиб, закрутить спиралью выступающие элементы, сместить внимание к центру или, наоборот, нарушить симметрию, сделать композицию диагональной.
9 |
Хорошо, если будет присутствовать графическая рифма — одинаковое графическое решение в разных частях рисунка. Графическая рифма может заключаться в наклоне штриха, в форме внутрибуквенного просвета, можно искажать буквы. Графическая рифма делает композицию более цельной.
10 |
Когда вы создадите композицию, можете использовать световой стол, для того чтобы что-то заменить и поправить. Затем перерисуйте финальную версию вручную или отсканируйте свой карандаш. Векторизовать рисунок можно как вручную, так и автоматически. Иногда лучше сохранить ощущение ручной работы. «Мне нравится, когда надпись живая», — подчёркивает Захар Ящин.
________
Сейчас в РГБМ можно посетить выставку художника «Музцитаты» — галерею буквенных композиций, которые визуализируют лирику таких групп, как «Аквариум», «Кино», «Кирпичи», «Ленинград», «Сплин».