К границам Восточной Пруссии Красная Армия вышла в конце лета 1944 года в ночь с 16 на 17 августа. В ходе операции "Багратион" советские войска освободили огромные территории - Белоруссия, Прибалтика, часть Польши, а по Москве прошли более 50 тысяч пленных немцев. Но впереди были еще жестокие бои, сопротивление врага возрастало, наши части вынуждены были временно приостановить наступление.
Уже летом 1944 года на территорию Восточной Пруссии начали забрасываться группы советских разведчиков и диверсантов. В основном их целью был Гумбинненский округ - самый восточный округ Германии. В этой статье мы рассмотрим документы полиции и охранных частей Гумбиннена по борьбе с десантами и разведгруппами. Причем первые донесения о высадке советских разведгрупп датированы концом 1942 года, а соответствующие указания о мерах противодействия советским диверсионным и разведывательным группам прослеживаются и вовсе с сентября 1942 года - противник ожидает, что сброс десанта может быть осуществлен с целью наведения своих бомбардировщиков на цели, путем подачи световых сигналов, а также для проведения диверсий и ведения разведки. Соответствующие меры немцы готовили и в 41-м, но там, видимо, было не до десантов, разве что единичные группы в Польше.
В документах указывается, что "московский центр" выбирает для указанных целей Восточную Пруссию из-за менее плотной заселенности (застройки) и наличия лесных массивов, что дает возможность осуществлять десантирование незаметно. Однако леса Восточной Пруссии это скорее ухоженные парки - с просеками и лесниками, прятаться там достаточно сложно.
В Восточной Пруссии разведчики вряд ли могли рассчитывать на помощь местного населения - скорее наоборот. Однако наличие поляков и литовцев на территории округа кое-какие шансы давало - некоторые из заброшенных разведгрупп состояли как раз из лиц этих национальностей. Случались чудеса и вовсе редкие. Так знаменитая группа "Джек" умудрилась выйти на местного антифашиста Отто Шиллята и дождаться прихода советских войск(точнее сам Шиллят вышел на двух прячущихся в лесах разведчиков предположительно через советских военнопленных, работавших на лесоповале). Большинство же разведчиков, увы, погибло.
Все указанные выше факты читателю скорее всего известны. В статью автор их включил в качестве вступления - не более того. А теперь рассмотрим имеющиеся на эту тему архивные материалы.
Начнем с уже упоминавшегося в наших публикациях "фонда 500": Фонд 500 Опись 12480 - Трофейные документы советской военной разведки. Дело 310. Документ № 75/1945, 4 отдел Разведывательного Управления.
Ниже приводится перевод немецкого оригинала, сделанный переводчиком УКР "СМЕРШ" 3-го Белорусского Фронта ст.лейтенантом Наумовым. Речь идет о поселке Нойкирх (ныне Тимирязево), который до переименования в 1938 году носил литовское название Йонейкишкен. Оригинал выполнен 9 сентября 1943 года - совсем недавно отгремела Курская Битва, которую, как утверждают нынешние немецкие историки, германские войска "почти выиграли", но тут мы видим, что Красная Армия активно готовится к будущим боям уже на территории Германии, так что куда качнулся маятник достаточно понятно.
Итак, в ночь с 5 на 6 сентября 1943 года в районе Нойкирха высажена группа из 9 человек, двое агентов убиты, остальные скрылись. Гестапо предполагает, что они литовцы и будут маскироваться под литовских рабочих, добровольно приехавших в Германию, чтобы получить работу.
К поиску парашютистов подключались не только тыловые и охранные подразделения, отряды самообороны и полиция, но и все госслужащие и мирное население. Следующий документ - распоряжение жандармского управления округа Гумбиннен (аналогичное для Кёнигсберга) о порядке вызова служебных собак для поиска парашютистов - март 1943 года.
Как уже говорилось, подготовку к нейтрализации возможной высадки диверсионных и разведывательных групп немцы начали заблаговременно. Поскольку десантирование в восточных округах западными союзниками представляется маловероятным, разумно предположить, что меры противодействия рассчитаны на случай советских десантов, т.е. немцы к этой возможности относились серьезно и в 41-м и в 42-м году.
О событиях 1944 года мы расскажем в продолжении статьи.