Некоторое время назад о маркетинге и не слышали, профессии "Маркетолог", как таковой, не было. Значит ли это, что маркетинга тогда не было?
Для начала, давайте определимся, что такое маркетинг. Я не буду вас мучить кучей определений, а просто скажу то, что сам об этом думаю. Мне, больше всего близко такое определение маркетинга:
"Маркетинг и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними"
То есть, это ЛЮБОЕ направленное действие по отношению к продукту или услуге для его создания или последующей продажи. Так что, выходит, что действие, направленное на создание, улучшение или продвижение продукта (услуги) - это маркетинг. А это значит, что маркетинг был всегда, правда он не был выделен в отдельную структуру, но так, или иначе, он существовал, пусть и в простейшем исполнении.
Да, чуть позже начались более глубокие исследования аудитории товара или услуги, стали анализироваться рынки, конкурентное окружение и даже вкусы и ожидания людей.
Итак, если вернемся к вопросу - маркетинг - это добро или зло?
Почему я об этом заговорил? В последнее время я много слышу фраз по типу таких: "Маркетологи втюхивают", или "Мне это не нужно, это все маркетинг" (и подобные).
С одной стороны, в подобных выражениях есть доля истины - многие компании проводят агрессивный маркетинг (об этом подробнее поговорим позже) и это значит. что они активно занимаются рекламой и популяризацией товара или услуги, и информация о нем звучит "из каждого утюга", и мало того - некоторые еще активно навязывают стереотип о крайней необходимости использования товара или услуги, как бы говоря "если ты не используешь данный товар или услугу, то ты выбиваешься из тренда, ты не модный, ты не прогрессивный (и т. д.)
С другой стороны - как уже я говорил выше - любое действие по отношению к товару или услуге - это маркетинг. И создание товаров или услуги более подходящей к нынешнему времени - это тоже маркетинг.
Так что же выходит? Маркетинг - зло? или Маркетинг - Добро?
По мне - тут однозначно ответить не просто. Многие компании используют маркетинг для того, что бы обмануть доверие покупателей и ввести их в заблуждение, предоставив товар или услугу не того качества и не за те деньги. Этот подход - однозначно зло. Другой подход, который дает возможность получить товар с наибольшим количеством нужных и полезных характеристик за вменяемые деньги - это добро.
Главное - не увлекаться. Рынок обширен. Игроков на рынке много и каждый пытается выпятить свой товар или услугу и захватить большее количество сердец покупателей. Нам, как потребителям стоит холодно смотреть на предложения, которые льются на нас отовсюду и тщательно выбирать товары или услуги не ориентируясь только на "модность", "трендовость" или чего-либо еще. Нужно смотреть на совокупность характеристик товара или услуги и на его итоговую стоимость.
Для любого товара или услуги найдется покупатель! Правда случается так, что этот покупатель после покупки понимает что купил ненужную ему вещь за довольно много денег.
Что вы думаете об этом?