Рассказывает врач-реаниматолог реанимационной бригады скорой медицинской помощи с десятилетним стажем работы.
Я с радостью отвечу на этот вопрос и сразу хочу сказать, что это не из-за того, что нам начхать на судьбу пациентов. Наша скорость передвижения логически обоснована, если вы посмотрите на всё с точки зрения врача скорой.
Вот три главных причины, почему мы не бежим к пострадавшим или больным.
1. Бег опасен сам по себе. Если я споткнусь и неудачно упаду, то будет уже не один пациент, а два. Если учитывать вес и громоздкость оборудования, то вы поймёте, что вероятность неудачного падения весьма высока.
2. Если я буду бежать к пациенту, то не смогу полноценно оценивать окружающую обстановку. Ведь я иду в незнакомое мне место. Я должен внимательно осматривать свой путь и оценивать опасность. На месте вызова мне нередко приходиться видеть оборванные линии электропередач, комнаты с людьми, потерявшими сознание от утечки газа, собак, защищающих своих хозяев, кучи хлама, которые могут вот-вот на тебя осыпаться, людей в неадекватном состоянии, которые бросаются на всё, что движется и т. д.
3. Бег мешает сохранять хладнокровие и действовать с максимальной эффективностью. Я должен быть самым спокойным и рассудительным человеком на месте вызова. Я должен ясно мыслить и действовать чётко, решительно, оперативно, без проволочек. Этого трудно достичь, когда твоё сердце бешено бьется и хочет выпрыгнуть из груди. Требуется немалая дисциплина ума и духа, чтобы сдерживать своё волнение и работать профессионально, отодвинув эмоции на задний план, в особо тяжёлых ситуациях. Так что, добавив значительные физические усилия в виде бега в и без того напряженную ситуацию, делу я точно не помогу.
Но есть ещё несколько причин помельче.
1. Некоторые пациенты, видя, что к ним бегут врачи, теряют самообладание и впадают в панику. Они начинают думать, что ситуация совсем плачевная, раз врачи несутся сломя голову.
2. Мы сами носим всё оборудование: носилки, стулья, чемоданы с препаратами, ЭКГ-аппараты и многое другое, в зависимости от причины вызова. С некоторыми из этих вещей мне едва удаётся просто идти, не говоря уже о беге.
3. На самом деле, бег не сэкономит времени. Если машина остановилась далеко, что редко, но происходит, то после пробежки со всем необходимым оборудованием, мне понадобится пара минут, чтобы отдышаться. Это если я не упаду где-то по пути. Если машина паркуется рядом, то экономия 15-20 секунд не сыграет роли в 99,98% случаев.
4. Если я буду бегать на каждом вызове, перебегать через каждую дорогу, взбегать по каждому лестничному пролету, бежать через каждый тёмный коридор, то это всего лишь вопрос времени, когда я подверну лодыжку, ударюсь со всего маху коленом, разобью голову, скачусь кубарем по лестнице и т.п.
Я знаю немало историй своих коллег скоропомощников, которые рвали штаны или получали ссадины и другие мелкие травмы и без бега. Мы не профессиональные спортсмены на пике форме, и получаем растяжения и надрывы мышц довольно часто, и бег только добавил бы таких случаев.
5. Мы работаем и на шоссе, и на высотных зданиях. Мы работаем и во дворах, и в лесах. Мы бываем и в грязных спальнях, и в тесных захламлённых подвалах. Мы карабкаемся по лестницам и ходим вдоль обрывов. Мы работаем и под дождем, и в жару, и в холод.
Бег только добавит испытаний в нашу непростую работу. Хоть это и звучит, как нытьё, но как часто вы сами бегаете под дождём или в жару приблизительно с десятикилограммовой сумкой и аппаратом ЭКГ в руках?
Вот некоторые из причин, почему мы не бегаем на вызове. Ведь единственная причина, чтобы бежать заключается в том, чтобы люди ощущали, что нам не всё равно. Но поверьте, всем участникам процесса оказания скорой медицинской помощи будет лучше, если мы будем сохранять спокойствие и избегать беготни.