Найти в Дзене
Теодорычевы байки

Студент. 7. Стройотряд

Первый рассказ цикла Студент здесь.

Во время моего студенчества на целине были такие порядки - хотя все целинники были комсомольцами, но работали мы в стройотряде без альтруизма. То есть за свою работу мы получали деньги.

У нас была разработана система получения вознаграждения за труд. Все, что мы зарабатывали, кидалось в общий котел, откуда черпались средства на поддержание коммуны. Оставшиеся деньги после окончания всех работ должны были быть распределены, между нами, пропорционально заработанным единицам, как сейчас говорят юнитам. Юниты зависели от типа работы и нормы выработки, положенной на данный тип работы. Все юниты суммировались, и заработанные средства делились методом пропорционального деления. Все было довольно просто.

Так что мы с приятелями Юрой Кедровым и Колей Хировым решили заработать больше других. Мы клали кирпич, где учет работ идет в кубометрах. Поэтому, когда стенки коровников на всех объектах превысили полтора метра, и потребовалось делать леса, наша команда единственная из всех не снизила темпов кладки.

Я на укладке стенки коровника. Фото из личного архива.
Я на укладке стенки коровника. Фото из личного архива.

Способ кладки мы разработали свой и весьма эффективный. Я становился на плечи Юры, а Коля по команде «Раствор» совковой лопатой закидывал раствор на верхушку стены, и не спеша начинал обстреливать меня кирпичами, целя в голову. Я ловил эти кирпичи и пристраивал на верхушке стены, а пока я их пристраивал, уворачивался от прочих кирпичей, которые летели мне в голову. Такой метод кладки был необыкновенно эффективен, но нашему начальству он не понравился, и всю нашу команду перевели в подносчики раствора, где заработать не светило вовсе. Коля смирился, а мы с Юрой попросились в карьеристы.

Стройотрядовцы на фоне коровника. Фото из личного архива.
Стройотрядовцы на фоне коровника. Фото из личного архива.

Это вовсе не то о чем Вы думаете. Карьеристами у нас называли людей, которые ручным способом разрабатывают в каменном карьере бутовый камень, сокращенно бут. Кстати первая газета, которую мы сделали на целине с приятелем Геной, так и называлась: «МИЭМ и Бут». Название не понравилось начальству, и его сменили. А зря. Название точно отражало суть нашей работы. Карьеристы получали самый высокий коэффициент против прочих работников.

Работали мы по методике, освоенной еще первыми коммунистами на каторге. Берется обыкновенная кувалда, весом в 8 килограмм и наносится удар по вертикальной бутовой стенке. В одну из образовавшихся трещин забивается зубило. Когда трещина расширяется до двух сантиметров, то в нее втыкается лом. Далее, используя лом, как рычаг, нужно обрушить слой бута и быстренько отбежать, чтобы не придавило. Затем совсем просто. Нужно все той же кувалдой поколоть большие куски и погрузить в машину полуторку. Таких машин надо за день нагрузить 12 штук.

Первые дни мы с Юрой уставали так, что, придя с работы, просто не могли пошевелить ни рукой, ни ногой. С течением времени, однако все встало на свои места. Я окреп физически настолько, что перекидать в кузов лишнюю тонну камня, не составляло для меня проблемы.

Наш быт. Фото из личного архива.
Наш быт. Фото из личного архива.

А еще мы с Юрой включили в работу инженерное мышление и разработали новую систему погрузки бута. Мы подгоняли машины к отвесной стенке и сдвигали пласты бута не вертикально, а горизонтально, сбрасывая их прямо в кузов машины. Налицо экономия огромного количества килограммометров работы. За счет этого мы стали обслуживать до двадцати машин в день.

За лето заработали мы с Юрой по четыреста пятьдесят рублей на брата, что было по тем временам весьма не слабо. Не могу сказать, что моя работа карьеристом была безоблачна. Один раз на работе я получил травму, которую усугубил огромный девяносто килограммовый баран.

К тому времени мы уже освоились с технологией разработки бута. Так вот, когда я стал сдвигать пласт бута, то лом отковырнул кусочек от сдвигаемой плиты и, поскольку я тянул лом на себя, то стукнул себя же этим ломом по лбу. Это был типичный нокаут и отключением от реальности и последующей тошнотой. Юра заботливо довез меня до нашего стойбища, где моментально было решено дать мне отлежаться весь следующий день. Сердобольные водители для поправки налили мне стакан водки и я заснул... Продолжение следует...

Плакат. Фото для обложки.
Плакат. Фото для обложки.

Уважаемые читатели ЗДЕСЬ, Вы можете скачать все байки целиком, в том числе еще и не выложенные в оригинальном варианте и без Дзен цензуры.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал, и если Вам понравились байки, то ставьте «лайки».

С уважением, Лолейт А.Т.

Читайте предыдущий рассказ "Студент. 6. Целина" здесь.

Читайте следующий рассказ "Студент. 8. Настоящие бараны." здесь.

Об авторе баек читайте здесь.