Найти в Дзене

Мотомир возродил "Феникса из пепла"!

В 1944 г. на полигоне ГАБТУ прошли испытания экспериментальных мотоциклов с приводом на колесо коляски, основанных на базе серийного мотоцикла М-72.

М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Всего было изготовлено две опытных модели, получивших индекс М-73: одна со стандартным мотором М-72, вторая – с опытным верхнеклапанным двигателем М-75, выполненным на базе серийного двигателя М-72, в котором были заменены цилиндры и головки цилиндров (кстати, экспериментальный двигатель был сделан частично из немецких деталей, например, головки двигателя были взяты от BMW; и, забегая вперед, скажем, что верхнеклапанный двигатель оказался немного мощнее, более оборотистым, однако по результатам испытаний показал себя хуже, чем стандартный нижнеклапанный мотор М-72).

М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Ни один из мотоциклов не сохранился до наших дней. Но спустя 70 лет в мастерской Алексея Попова специально для коллекции Мотомира были изготовлены реплики этих машин. Уникальная работа была проделана на основании единственного чертежа, сохранившегося как часть отчета об испытаниях!

М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Советские мотостроители, к 1944 году изучившие конструкции трофейных полноприводных мотоциклов BMW R-75 и Zündapp KS 750, получили задание от командования РККА на разработку собственного мотоцикла с приводом на колесо коляски, поскольку на тот момент отечественных аналогов немецким машинам не было. За основу был взят “боевой конь Красной армии”.

Zundapp KS 750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
Zundapp KS 750 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Отличия мотоциклов М-73 от серийного М-72 заключались в наличии:

  • привода на колесо коляски;
  • тормоза на колесе коляски;
  • передаточного числа редуктора задней передачи 4,62 (вместо 3,79 мотоцикла М-72).
М-72 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-72 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Одновременно с двумя М-73 в испытаниях принимал участие М-72. Задачей испытаний было выявить возможности и преимущества конструктивной схемы привода на колесо коляски. Согласно отчету, цели испытаний были следующие:

  • Выявить тактико-техническую характеристику мотоциклов М-73.
  • Определить надежность работы агрегатов и деталей опытных образцов мотоциклов М-73
  • Определить эксплоатационные показатели мотоциклов М-73
  • Определить соответствие мощности двигателя М-72 при наличии привода на колесо коляски
  • Дать сравнительную оценку проходимости М-73 с мотоциклом
М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

По результатам испытаний изготовленная конструкция привода на колесо коляски не оправдала себя. Хотя М-73 и показал лучшую проходимость по сравнению с серийной моделью, были обнаружнеы значительные недоработки, требующие устранения. Таким образом М-73 в серию не пошел.

М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

В 1947 г. ЦКБ Главмотовелопрома были организованы очередные испытания опытных мотоциклов М-73. Как и в в 1944-м году в них принимали участие две машины – с двигателем М-72 и с двигателем М-75 (И7В). Для выявления преимуществ привода на колесо коляски проходимость оценивалась по отношению к М-72 (для этого у опытного образца М-73 с двигателем М-72 попросту отключался привод на колесо коляски), а также с BMW R-75.

BMW R75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
BMW R75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Немецкая машина превзошла М-73 на всех этапах испытаний, за исключением одного – преодоление заболоченного участка при включенном приводе колеса коляски. Преимущество заключалось в том, что будучи разгруженным на два пассажира на ходу, М-73 смог продолжить движение без остановки, тогда как BMW R-75 сразу же проваливался, “садился” рамой на грунт.

М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

В ходе испытаний 1947 г. мотоциклы прошли почти 5000 км по асфальту, песку, проселочным дорогам, грязи и болотам. Огромные нагрузки на опытные машины привели к серьезным поломкам узлов и агрегатов мотоциклов, требующих капитального ремонта.

Специалисты ЦКБ Главмотовелопрома пришли к выводу, что “мотоцикл М-73 не может быть принят на серийное производство из-за наличия конструктивных недостатков, выявленных в результатах испытаний”. Интересно, что военная приемка ГАБТУ ВС имела на данный счет “особое мнение” и переформулировала вердикт таким образом: “мотоцикл М-73 может быть рекомендован для серийного производства после доработки конструкции привода и проведения дополнительных испытаний”.
М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"
М-73-75 из коллекции "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Однако дополнительные испытания так и не случились. Мотоциклы, специально изготовленные для испытаний 1944 и 1947 гг., исчезли навсегда. И только благодаря Мотомиру каждый может познакомиться с уникальным наследием советской инженерной мысли.

Что ещё интересного почитать:

«Ракета» от компании Triumph!

Пропеллерный мотоцикл Anzani!

Наши Уралы за границей!

Спасибо за внимание и добро пожаловать в «Мотомир»!