Посмотрел по совету видного русского киноведа Филиппа Марлоу https://philip-marlow.livejournal.com/292176.html крайне любопытный фильм. Называется “На край света”. Режиссер Родион Нахапетов, а главную роль исполняет покойница, раба Божья, Вера Глаголева.
Мне жутко не понравилась преамбула фильма. Главный герой москвич Володя, нигилист эпохи застоя, в исполнении совершенно нелепого актера Вадима Михеенко, противостоит затхлому социалистическому мещанству и бежит подальше от родителей из Москвы: к дяде, в Урюпинска. Там он снова скандалит и уже через 24 секунды убегает куда-то в кусты с двоюродной сестрой Глаголевой.
Все это живо мне напомнило порнографические немецкие фильмы, когда сантехник приходит к домохозяйке, чтобы починить водопровод. То ли драматург Розов что-то начудил, то ли Нахапетов уже не смог стерпеть, чтобы перейти к рассказу о забавах молодых, ибо развитием сюжета, характеров и вообще какой-либо достоверности Родион вовсе не был озабочен, ибо озабочен он был совершенно другим.
Главный конфликт в фильме развивается в течение полминуты.
Володя сидит за столом.
Ему: “Володя, подай хлебушка, будь добр!”
Володя: “Это вам “Хлеб всему голова подать?”, “Хлебец ржаной – отец дорогой”?
Ему: “Да, пожалуйста!”
Володя: “Ах, вы – лицемеры, подонки, лизоблюды!". Бросает хлеб оземь и орет: “Нате жрите, коммуняки паршивые, ненавижу!” И убегает за линию печального горизонта.
Дядя, видя такое, дело посылает вдогонку Володе Глаголеву.
Когда Вы погорячились и убежали из-за стола, как далеко вы можете убежать? 20 метров? 100 метров? Километр? У Нахапетова Володя и Глаголева совершают марш-бросок и ставят рекорд – восемь километров. Воздевая руки к небесам, бежит Володя, а за ним кузина Глаголева, пока не устали.
Черт с ним. 8 километров – это полтора часа пешедралом обратно до дома. Тем более, что бежали герои вдоль железнодорожной магистрали. Но не таков Нахапетов, брат и сестра домой идут степями широкима, лезут горами высокима. Ну, по пути в городах концерты давали, с большим успехом. Но до дома так и не добрались. На этом, собственно, и строится и сюжет фильма.
Потерялись дети осемнадцати лети.
Или дальше встречает Глаголева и Володя деда-путейца.
Дед: “А что как там Златоглавая?”
Володя: “Да, замучила. Все куда-то спешат, бегут, а мне хочется тишины и приволья”.
Дед: “Ах, ты гнида, я в 1941 под Москвой насмерть стоял, а ты Москву не любишь, чтоб ты сдох, шпион, диссидент, содомит патлатый” и так далее.
В общем понятно, отчего фильм сей канул в лету и никому не известен. Очень не хватает сюжетной стройности и достоверности образов. Однако, если перетерпеть 30 минут начала, то ты понимаешь, что все это были никому не нужное вступление к самому главному. Прямо и не знаю, что тут сказать. Такого нахапетовского нахальства в Советском Кено, трудно припомнить. Очень мне понравилась тут неуклюжая и косолапая Глаголева. Она – неотразима.
Всем известно, что в СССР секса не было, никаких сисек, жарких прикосновений, томных лобзаний, но вот, что странно. В начале-середине 70-х, у женщин были такие короткие платья, что хоть стой, хоть падай. Выходит, такая парторг читать доклад, а мини-юбка еле-еле скрывает семейные трусы в зеленый невинный такой горошек. В лицемерной современной Америке люди от нашей тогдашней моды падают в обморок, а в Совке тогда на это вообще никто внимание обращал. Вот тебе и Советска Власть.
"На край света” – в общем-то стандартный эскапистский роуд-муви, коих особенно много было сделано во Франции и США. Перечитавший Бакунина студент, а чаще студент и студентка убегают куда-то в провинцию и начинаю грабить корованы, вспарывать животы буржуям и взывать банки: Это такие фильмы как: “И без крыши, вне закона”, “Один против всех”, “На последнем дыхании”, “Дьяволы”, “Вальсирующие”, “Четыреста ударов”, “Бони и Клайд”, “Тельма и Луиза” – тысячи их.
Однако, если по сюжету нахапетовская эротика близка к эскапистским роуд-муви, то по духу им противоположна. На загнивающем Западе беглецы взрывали и жгли, то советские романтики строили и созидали: БАМ, химические комбинаты, судостроительные верфи, добывали кильку в Балтике и так далее. Для советского человека приволье – это запах тайги, пыль далеких комсомольских строек. Картина пафосом напоминает “Моего старшего брата”, “Карьеру Димы Горина”, забытьем и работой камеры чем-то близка таким лентам как “Познавая белый свет” Киры Муратовой, “Ксения, Любимая жена Федора”, головокружительными пролетами вертолета – “Романс о влюбленных” Андрея-Кончаловского.
Идейно же “На край света” – это переосмысление “Дон Кихота Ламанчского”, где малахольный рыцарь Володя сражается с ветряными мельницами, его сопровождает преданный Санчо Панса Глаголева, а встречают они на пыльных дорогах Советского Союза целый срез общества: молодоженов в сарае, ветеранов труда и войны, православных святых, героев-монтажников, рвачей, врачей, взяточников, прорабов, пьяниц, сердобольных мамаш, плохих танцоров, шоферов и каждая встреча заканчивается нравственным выбором.
Правда, Глаголева оказалась не кузиной, а подкидышем, но мы то знаем, что к чему. Просто на худсовете решили искоренить крамолу и добавили "Жене Капитана" целомудренный скелет в шкафу.
В общем фильм я смотреть советую только с 30 минуты. Да и качество картинки чудовищное.