За всю свою историю Россия больше всего воевала с Турцией и Польшей. Может быть, поляки нападали на нас чаще, но с ними мы хотя бы изредка заключали мир, а вот с турками… с турками мира не было никогда, только перемирия. Что не помешало России дважды приглашать Турцию в союзники: при В.И. Ленине, с 1920-го до 1922 года, и в наши дни. Чем оно кончилось в первый раз?
***
После поражения от Антанты султан распустил османский парламент. Узнав об этом, генерал Мустафа Кемаль (позже он взял себе прозвище Ататюрк, «отец турок») созвал в Анкаре собственный парламент, а затем стал главой созданного им же правительства, и объявил Анкару столицей. И сразу подписал закон о наказании смертной казнью любого, кто усомнится в легитимности его правительства.
Но его не признала ни одна держава мира! – а султанское правительство в Стамбуле издало указ о приговоре к смерти самого Мустафы Кемаля.
Прежде, чем свергать султана, Кемалю надо было набрать авторитет, для чего следовало разгромить армян и греков, которые по договору, подписанному султаном с Антантой, получили себе изрядные турецкие земли, причём греческие войска быстро продвигались на восток. Но вот беда: все запасы вооружений турецкой армии были конфискованы войсками Антанты. Как можно хоть кого-то громить, не имея оружия и денег?..
Учитывая, что из всех близких стран только Советская Россия враждовала с Антантой, и даже страны Антанты в это время высадили в России свои войска, Кемаль попросил о помощи товарища Ленина.
В его обращении, среди прочего, говорилось: «Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками, имеющими целью борьбу с империалистическими правительствами и освобождение всех угнетённых из-под их власти». И ещё вот что там было: «Турецкое Правительство берёт на себя военные операции против империалистической Армении и обязуется заставить Азербайджанскую Республику войти в круг Советских государств».
Ленин согласился, тем более, что нефтеносный Азербайджан был для России крайне важен. Вскоре правительство РСФСР отправило «дружественным кемалистам» шесть тысяч винтовок, свыше пять миллионов винтовочных патронов, 17 600 снарядов и 200,6 кг золота в слитках. Турцию наводнили советские дипломаты и военные; были там даже К.Е Ворошилов и М.В. Фрунзе.
((Интересно, что Кемаль обещал свою поддержку русским на Кавказе 26 апреля 1920 года, а первый десант РККА на четырёх бронепоездах появился в Баку уже утром 28 апреля 1920 года. В следующие дни в город вошла 11-й армия РККА со своим командующим Михаилом Левандовским, а с ним прибыли Георгий Орджоникидзе и Сергей Киров. Затем в Азербайджане достаточно быстро было сформировано советское правительство во главе с Нариманом Наримановым.)
Во второй половине того же года 1920 года, ожидая финансирования от Коминтерна, Кемаль разрешил создание турецкой коммунистической партии. В Москве ещё больше обрадовались и предложили Анкаре договор о дружбе, а в подтверждение своих добрых намерений передали Турции бывшие российские крепости Карс и Ардаган, а также правобережье Ахуряна и Аракса вместе с горой Арарат.
(Военные историки позже отмечали, что факт безвозмездной передачи пусть даже союзной тогда стране господствующего над местностью важнейшего массива, да ещё с доплатой золотом, не имеет прецедентов в мировой истории. Уже в 1939 году Франция и Англия обсуждали с турецким правительством планы военного нападения с этих территорий на нефтепромыслы Баку, и Ворошилову, который не раз бывал в Турции и жал руку своему «турецкому другу», пришлось перебрасывать на юг крупные воинские соединения, чтобы противостоять угрозе.)
…Турецкие коммунисты «вышли из тени», но… когда все они оказались на виду, их перехватали по указанию того же Кемаля, и отправили в тюрьмы, а всю верхушку вместе с главой партии Мустафой Субхи перебили. Это было в январе 1921 года, но в течение всего того года Москва продолжала отправлять Кемалю помощь целыми пароходами, построила в Турции несколько пороховых заводов. Непризнанное никем правительство Кемаля получило десять миллионов рублей золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 миллионов патронов, 327 пулемётов, 54 артиллерийских орудия, 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, двадцать тысяч противогазов, два морских истребителя и «большое количество другого военного снаряжения».
В 1922 году Советская Россия выступила с предложением пригласить представителей Кемаля на Генуэзскую конференцию, что означало бы фактическое международное признание его правительства.
А он, благодаря полученной от России помощи разгромив и изгнав греков, сместил султана и объявил себя президентом Турции.
На конференции в Лозанне (Швейцария), созванной западными странами для подготовки нового мирного договора с Турцией и установления режима Черноморских проливов, советские дипломаты подтвердили границы Турции со всеми «подарками». Добились компромисса по вопросу внешних долгов Турции. Они «решительно выступили» против признания капитуляции Турции «в какой бы то ни было форме». Воспротивились прирезке Болгарии куска турецкой территории, чтобы та имела выход к Эгейскому морю, то есть сыграли за Турцию против Болгарии. Настаивали на полном турецком суверенитете над Проливами…
Больше Россия Кемалю не была нужна, и он без оглядки ни на кого взялся за реформы. В соответствии с одной из них, гражданство законодательно отождествили с этнической принадлежностью. Все языки, кроме турецкого, запретили. Всю систему просвещения перестроили под турецкую идею. Это был чистейший нацизм, дискриминация меньшинств, вплоть до уничтожения желавших сохранить свою культуру и традиции.
Армянам, грекам и евреям Лозаннский договор гарантировал право пользоваться национальным языком, создавать учебные заведения. Ну, ничего! У этих народов попросили добровольного отказа от родного языка. Евреи – надо же! – отказались: в феврале 1926 года газеты опубликовали телеграмму, которую якобы послали об этом триста турецких евреев. Никто тех «подписантов» не видел, но никто и спорить не посмел. В результате автономию еврейской общины в Турции упразднили, язык заменили, уроки еврейской истории исчезли, а кто не согласился, потерял возможности служить и вообще работать. А против греков и армян развернули натуральный геноцид.
После этого единственным крупным не турецким этносом на территории страны остались курды, ведь их слишком много, до четверти населения. Что ж, Кемаль Ататюрк дал им обещание национальных прав и автономии. Однако поступил с ними, как раньше с коммунистами: как только они создали свои общественные организации, вроде Общества курдских офицеров, или Курдской партии, их разгромили и объявили вне закона…
Умер Мустафа Кемаль Ататюрк 10 ноября 1938 года в Стамбуле в возрасте пятидесяти семи лет, от последствий хронического алкоголизма. Ныне в каждом турецком городе обязательно стоит ему памятник; в Баку такой поставили в 2010 году. Портреты Ататюрка – в любом государственном учреждении, они украшают банкноты и монеты всех достоинств.
…В 1945 году И.В. Сталин попытался уговорить турецкие власти вернуть земли, подаренные Турции в 1920-х, но турецкие дипломаты отказались это даже обсуждать. Было заявлено, что никто Советскому правительству такое решение насильно не навязывал, и САМ ЛЕНИН! – был согласен.
Почему был тогда согласен Владимир Ильич, понятно. Он истово веровал, что со дня на день произойдёт мировая революция. За год до «подарков Турции», в марте 1919 года была принята Вторая Программа РКП(б), прямо сообщавшая: «Началась эра всемирной, пролетарской, коммунистической революции». Это ж не просто бумажка, а Программа партии! Большевики ко всем вопросам политики, в том числе внешней, подходили, опираясь на эту идею. Революция победит, пролетарии всех стран объединятся, и какая разница, кому прирезаны те или иные земли. Уступка земель – это для них был просто тактический ход, маленький шажок на том пути, который непременно приведёт ко всемирной победе.
Сталин в 1945-м уже иллюзий не питал…
***
5 марта сего года президент Турции Эрдоган пригласил президента России на столетие дипломатических отношений между Россией (РСФСР) и Турцией, которое произошло 3 июня 1920 года, и сопровождалось теми самыми территориальными «подарками», фактически от Ленина.
Не так давно В.В. Путин говорил, что он опытнее Ленина в государственном строительстве. Можно согласиться: Ленин-то был во власти фактически с 1917 по 1922 год, всего пять-шесть лет, а Путин уже двадцать. Интересно: будет ли Путин столь же доверчив, как Ленин, и какими подарками станут обмениваться высокие стороны на этот раз, в день столетия дипломатических отношений?..
Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.
Канал «А мы и не знали»: об Истории идей, Истории людей, и Истории вещей. Кликнув название канала, получите полный список статей.
Другие статьи канала:
Рывки и пупки в судьбе России
Как Украина пыталась отрезать Россию от Чёрного моря