В глубокой древности воины, как правило, шли на бой, имея в руках лишь наступательное оружие. Позднее к нему прибавился щит, которым можно было укрыться от удара противника. Но для более основательной защиты тела от различных колюще-режущих предметов понадобились более совершенные приспособления и технологии. И, без сомнения, самым востребованным и долговременным изделием как раннего, так и позднего Средневековья стала кольчуга, получившая распространение практически во всех областях мира с развитым ремесленным производством.
Хранящая от резаных ран
Оборонительные доспехи прошли довольно долгий эволюционный период. Древнейшими средствами защиты были одежды, плетённые из верёвок с деревянными нашивками. На смену им пришли изделия из кожи, иногда с металлическими накладками, которые, к примеру, использовали ещё в VII в до н.э. скифы.
Пришедшие им на смену сарматы наряду с кожаными доспехами носили ещё костные чешуйчатые панцири, изготовляемые из лошадиных копыт. Но среди образцов военной экипировки этого периода археологам попадаются также тяжёлые железные и бронзовые чешуйчатые доспехи.
Однако усовершенствование наступательного оружия и железных наконечников стрел заставляет искать более надёжные средства защиты. Так, примерно в VI вв. на территории Восточной Европы появляется железный кольчужный доспех.
Первое письменное упоминание о нём зафиксировано в 903-913 гг. в сочинении персидского географа Ибн Руста «О славянах и русах», где учёный отмечает, что у славянского царя «прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги».
В другом историческом источнике – Ипатьевской летописи – говорится о таком средстве защиты как «броня», которую в 968 году русский князь подарил печенежскому хану.
Тут стоит отметить, что русское слово «броня» произошло от немецкого «brünne» (кольчуга). А со второй половины XIII века в русских летописях уже можно встретить термин «доспех» (производное от слова «доска», то есть дощатая защита). Несколько позже в употребление вошло другое обозначение нательного покрытия воина – «панцирь», которое произошло от немецкого «panzer» – то есть кольчуга из плоских колец.
«Железная рубаха» стала уникальным средством защиты, сочетающим гибкость, подвижность, небольшую толщину. И хотя она не спасала от дробящих ударов, чреватых ушибами и переломами, зато оберегала владельца от ударов скользящих, что было немаловажно. На заре медицины лекари вполне благополучно лечили гематомы и последствия повреждений костей, но вот с инфекциями, попавшими в резаную рану, и последующим загниванием тканей справиться не могли. Учитывая это, кольчуга у воинов и Европы, и Азии была всегда в цене.
Точно и образно назначение этого доспеха описал таджикский учёный
X века Аль-Бируни: «Кольчуги предназначены для посрамления оружия (врага) в бою, они защищают от того, чем действуют противники, и от ударов, срубающих голову».
Плетение железа
В современном понимании кольчатый доспех вполне можно было бы сравнить с солдатской каской. Она не спасёт от прямого попадания пули, зато прекрасно убережёт от пули, летящей по касательной, или от осколочного ранения.
От копейного удара кавалериста и от стрелы, пущенной с близкого расстояния, кольчуга не защищала. Не спасали железные кольца и от укола меча. Кроме того, при особой технике и достаточной силе воин мог оставить концом своего рубящего оружия на кольчужном полотне довольно большие зарубки или даже прорвать его, что неоднократно демонстрируют археологические находки.
Для того чтобы это происходило как можно реже, от мастеров кузнечного дела требовалось соблюдение определённой технологии.
Логически было бы верным предположить, что использование в производстве кольчуги прочных материалов увеличило бы её защитные свойства. Однако это предположение неверно.
Исторически «броня» изготавливалась из относительно мягкого металла – железа – с низким содержанием углерода. Кольца такой кольчуги во время удара могли обернуться вокруг лезвия клинка, и прорубить их было довольно сложно. В то же время закалённый – то есть теоретически более прочный – доспех при аналогичном внешнем воздействии часто ломался и при этом позволял проникать ударному оружию в ткани тела.
Сам процесс изготовления «брони» был очень трудоёмкий. На создание одной «железной рубахи» уходило до 10 кг железа, из которого на первом этапе делалась проволока установленного диаметра. Её в свою очередь производили двумя способами. Первый – когда кузнец ковал прут, утончая его до нужного размера. Второй – более сложный, при котором мастер тянул тонкую часть железного прута через металлический конус, уменьшая его в диаметре, удлиняя и формируя в круглую форму. И делалось это неоднократно, в результате чего выходила более качественная, чем полученная при ковке, проволока.
Именно из-за способа изготовления железной «нити» европейские кольчуги, произведённые до X века, уступали в крепости восточно-славянским и восточным образцам защитного вооружения. Дело в том, что в Тёмные века (VI-Х вв.) в Европе была утеряна технология волочения проволоки. И лишь в X веке была изобретена волочильная доска, а с 1351 года процесс производства проволоки механизировался за счёт изобретения водяного колеса.
Не менее важным условием прочности кольчатого доспеха был способ плетения. Наиболее простым вариантом считалась вязка «4 в 1», при которой кольцо соединялось с четырьмя соседними. Но степень защиты при этом оказывалась минимальной. Для более основательной кольчуги требовалось плетение «6 в 1», «8 в 1» или «8 в 2». С одной стороны это повышало её прочность, но с другой – увеличивало вес и влекло за собой снижение скорости реакции и ударов, производимых воином, а также способствовало его большей утомляемости в бою.
И порой именно тяжесть доспеха играла роковую роль в судьбе воина. Это можно наблюдать на примере легендарного Ермака Тимофеевича (1532-1585 гг.) – завоевателя Сибири. На его небольшой отряд казаков во время ночёвки у реки Иртыш напал хан Кучум. Атаман попытался вплавь добраться до своих стругов. Но закончилось всё это, как написал в своём стихотворении поэт-декабрист Кондратий Рылеев, тем, что «Тяжелый панцирь – дар царя / Стал гибели его виною».
«Броня» по цене автомобиля
Практически неуязвимым на бранном поле был ратник, одетый в доспех двойного или даже тройного плетения. Как уже было упомянуто, масса изделия при этом существенно увеличивалась. И если однослойная кольчуга весила около 5 кг, то более прочная конструкция достигала массы 16 кг.
Существовали также другие элементы защиты на основе плетения колец, например, бáрмица. Это элемент шлема в виде кольчужной сетки, что обрамляла шею по нижнему краю, а подчас даже закрывала лицо, оставляя лишь прорези для глаз.
Кисти рук, наиболее подверженные в бою повреждениям, тоже зачастую обороняли металлом. Для этого мастерились кольчужные рукавицы. Причём изделие надевалось не на голую руку, а крепилось к кожаной или войлочной основе, которая смягчала удар.
С конца X в. в Западной Европе получил распространение такой вид доспеха как хауберк, представляющий собой длиннополую кольчугу с капюшоном. А в XIII в. в русской тяжелой кавалерии наряду с длинной «броней» начинают распространяться кольчужные чулки.
Однако далеко не всякий кузнец брался за изготовление доспеха, потому как, во-первых, это требовало достаточно высокого мастерства, во-вторых, предполагало длительный производственный процесс. Ведь мало сделать несколько килограммов проволоки, нужно ещё выковать из неё множество колец. Причём очень важно было соблюсти их внутренних диаметр (ВД).
Для того чтобы кольчуга обладала гибкостью, необходимо было изготовить для её создания кольца диаметром как минимум в два-три раза больше диаметра проволоки. В то же время излишне большие кольца давали в итоге хлипкую конструкцию. Таким образом, оптимальный ВД металлического кружка вычислялся простым действием: диаметр проволоки умножался на 5. Так что кольцо в среднем было чуть больше 1 см. А в случае, когда в него пролазил большой палец – всё изделие признавалось негодным для поля брани.
И если из килограмма железа выходило по 2-2,5 тысячи кружков, то нетрудно подсчитать: сколько их требовалось для «сшивания» всего изделия.
Любопытно, что в 1983 году в городе Электросталь на базе местного металлургического комбината мастера-энтузиасты под руководством Дмитрия Зелина решили изготовить полный кольчужный доспех (хауберк, кольчуга, кольчужные чулки и рукавицы) в полном соответствии с технологиями феодальной эпохи (от Ярослава Мудрого до Ивана Грозного). В итоге трудозатраты на производство защитного снаряжения составило 250 человеко-часов. Для сравнения, чтобы изготовить один автомобиль ГАЗ-М20 «Победа» требовалось затрат труда порядка 234 человеко-часов. Это весьма наглядно показывает: насколько дорог в Средневековье был железный доспех. И, соответственно, облачались в него либо профессиональные воины (за счёт князя), либо очень состоятельные люди из числа знати или купцов.
В XIII веке в Европе кольчуги начали усиливать айлеттами (гербовыми наплечниками-погонами), а век спустя появились первые цельнокованые нагрудные пластины – предшественники кирас. Так сплошные стальные латы начали постепенно вытеснять «железные рубахи». Но, тем не менее, полностью обойтись без них не получилось.
Латы имеют ряд уязвимых мест, например, подмышки. И чтобы их защитить на поддоспешную одежду нашивали кольчужные фрагменты.
В России же воины кольчугу использовали вплоть до конца XVII века, а на Востоке, Кавказе и в Центральной Азии – до начала XIX-го.
Надо заметить, что от кольчужного доспеха люди не отказались и по сей день. Изделия из нержавеющей стали используют в виде нагрудника с фартуком и перчаток для защиты тела и рук на мясоперерабатывающих заводах при разделке туш. Также иногда кольчугу надевают аквалангисты, занимающиеся изучением жизни и поведения акул.
Вас могут заинтересовать статьи: