Рособрнадзор планирует скрывать темы итогового сочинения. РИА НОВОСТИ сообщает: временно исполняющий обязанности главы Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что система формирования тем итогового сочинения потеряла актуальность и нуждается в пересмотре.
По словам Музаева, сочинение было введено в одиннадцатых классах еще шесть лет назад, но корректировок его формы и порядка проведения не было. Пять тематических направлений для зачета утверждаются советом по сочинению, а ФИПИ разрабатывает темы по направлениям сочинений. Направления ученики узнают в сентябре, а сами темы — только на самом сочинении.
Давайте вспомним, а как это было в советской школе. В те времена, когда дети учились 10 лет, в выпускном классе сдавали 8, а с 1976 года 7 экзаменов. Причем 2 из них были письменными. Это алгебра и сочинение.
Ни направлений, как теперь, ни тем сочинений мы не знали. Утром приходили в спортивный зал, где были расставлены столы, садились, и при нас вскрывали конверты с темами. Признаюсь честно, мой папа работал в структуре, имеющей связи со всей России. Поэтому в 4 утра звонил на Дальний Восток и Сахалин - была возможность узнать темы, единые для всей страны. Да, было несколько комплектов, но один всегда выстреливал. Некоторые знакомые очень просили позвонить...
Сочинение было в школьной программе всегда. Только темы, например, в царской России разительно отличались от тем советской школы и нынешней.
Вот темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале ХХ века:
* Замирание нашего сада осенью.
* Река в лунную ночь.
* Лес в лучшую свою пору.
* Встреча войска, возвратившегося из похода.
* Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)
Для младших классов:
* О том, что видела птичка в дальних землях.
* История постройки дома и разведения при нем сада…
* Великаны и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов:
* Слово как источник счастья.
* Почему жизнь сравнивают с путешествием?
* Родина и чужая сторона.
* О скоротечности жизни.
* Какие предметы составляют богатство России и почему?
* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
* О проявлении нравственного начала в истории.
* На чем основывается духовная связь между предками и потомством?
Да, пожалуй, на такие темы по шаблону отвечать не будешь. А вот в советской школе был набор штампов, присвоенных героям произведений.
Как раз в стихотворении Бориса Салибова высмеивается шаблонный подход к написанию сочинения.
Сочинение
Выпускники, учтите впредь:
Чтоб не бояться сочинений,
Вполне достаточно иметь
Набор простых
определений.
Пишите, что поэт - пророк,
Что Гоголь высмеял
порядки,
Что Фамусов - скупой
и гадкий.
А Чацкий - больше не ездок!
Что с неподдельной
чистотой
У Пушкина в конце романа
Уже замужнюю Татьяну
Онегин любит холостой.
Что Ольга хороша собой,
А Ленский слишком
романтичный.
Что Гремин - человек
приличный,
А няня - человек простой.
Рахметов обогнал свой век,
Обломов спал с утра
до ночи,
И что Печорин, между
прочим,
Всего лишь лишний
человек.
Раскольников попал
в тюрьму,
Базаров - сложная натура,
Герасим утопил Муму -
Вот вам и вся литература!
Но сегодня сочинение в той форме, в которой оно задано, тоже очень далеко от глагола "сочинять". Есть определенный шаблон, который надо соблюсти. И в связи с этим вспоминаю фельетон, написанный в советское время Марком Розовским и как нельзя точно отражающий нынешнее состояние дел с написанием этого вида контроля знаний учащихся.
Школьное сочинение
Был обычный урок литературы. Ученики должны были писать сочинение на тему «Образ Бабы-яги - уходящей бабы прошедшего времени».
Учитель продиктовал план. Пункт за пунктом. Одно за другим. Все, как обычно.
План
I. Вступление. Историческая обстановка в те еще годы.
II. Главная часть. Показ Бабы-яги - яркой представительницы темных сил.
Черты Бабы-яги:
1. Положительные:
а) смелость;
б) связь с народом;
в) вера в будущее.
2. Отрицательные:
а) трусость;
б) эгоизм;
в) пессимизм;
г) костяная нога.
III. Заключение: бабизм-ягизм в наши дни.
Итак, учитель дал план, и теперь ученики по плану начали писать сочинение. И написали. Надо сказать, это было обычное сочинение.
«Замечательное произведение - сказка о Бабе-яге - является замечательным образцом нашей замечательной литературы.
Тяжелое положение крестьянства в мрачную, беспросветную эпоху, которая характеризовалась беспощадным, страшным, мрачным, беспросветным угнетением, было невыносимо беспросветно, мрачно, страшно и беспощадно.
«Товарищ, верь! Взойдет она!» - писал великий русский поэт Пушкин.
И в это время особенно звонко прозвучал светлый голос неизвестного автора сказки о Бабе-яге, которая навсегда вошла в сокровищницу литературы, у которой всегда были произведения замечательного жанра, который всегда был любим народом, которого никогда не остановит на пути, по которому он всегда идет навстречу будущему, которое всегда обязательно приходит на смену прошлому, которое никогда не смогло задушить его голос, который всегда был светлый и звонкий.
«Кому на Руси жить хорошо?» - спрашивал знаменитый русский поэт Некрасов и сам же отвечал:
«А наши топоры
Лежали до поры».
В образе Бабы-яги - типичной представительницы загнивающего старшего поколения - воплощены лучшие черты отрицательного героя в начале первой половины конца ...надцатого века. Бабе-яге противопоставлен светлый образ Иванушки-дурачка, в котором сделана яркая попытка показа нового, молодого в борьбе со старым, отжившим, одряхлевшим. Нет, Иванушка-дурачок - это не Онегин. Он не лишний человек! Он любит труд и родную землю. Если присмотреться, он совсем не дурачок, а умный.
«В человеке все должно быть прекрасно», - писал известный русский писатель Чехов.
Задолго до него эти же слова повторил способный английский поэт Шекспир. Создавая незабываемый образ злодея Яго в одноименной трагедии «Отелло», он, несомненно, испытал благотворное влияние со стороны неизвестного автора сказки о Бабе-яге.
Иванушка-дурачок только строит из себя дурачка. На самом деле оказывается в дурачках не он, а Баба-яга.
«Чуден Днепр при тихой погоде», - писала сквозь смех и слезы гордость нашей литературы Гоголь.
В галерее женских образов Баба-яга занимает особое место. Вспомним хотя бы Анну Каренину.
«Все смешалось в доме Облонских», - писало светило разума Лев Толстой.
Язык Бабы-яги - простой, чистый, короткий, могучий, не шершавый.
В наше время бабизм-ягизм играет большое значение и имеет большую роль. Иванушка-дурачок стал нарицательным, а Баба-яга безвозвратно ушла в далекое прошлое».
Обычное сочинение, как обычно, не очень соответствовало теме и не слишком было написано по плану. Однако учитель остался доволен.
Он поставил за сочинение соответствующую отметку. Какую именно? Обычную «2».
Ничего не напоминает этот фельетон? Сразу на ум приходят все эти "300 золотых сочинений" или материалы со многих сайтов, обещающих сдачу сочинения на "отлично"...
Подождем, к какому решению придет Рособрнадзор... Единственное, что все изменения должны вводится заблаговременно. Чтобы первоклассник знал, что его ждет через 10 лет. Правы мудрые восточные люди: "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен..."
(продолжение следует...)