Меня зовут Юлия Баранова, я партнер юридической компании «Туров и партнеры».
К нам часто поступают вопросы:
1. Компания долго работает под одним названием с несколькими магазинами, которые зарегистрированы на разных лиц.
2. У компании один сайт, на котором она позиционирует себя, как группа организаций.
3. Лиц несколько, но одни и те же:
· униформа персонала;
· сайт;
· наименование;
· ассортимент товаров, работ и услуг.
Ответ прост – лицензионный договор или договор коммерческой концессии (франшиза).
Так работает Макдональдс, МЕТРО, Додо-пицца и др. Эти бизнесмены зарегистрировали право на интеллектуальную собственность и комплекс интеллектуальных прав.
4. Что делать, если вы это не сделали?
· Определить, есть ли у вас свой бренд;
· Зарегистрировать название и логотип.
Авторское право регистрируют в Роспатенте. Его лучше оформить на ИП одного из учредителей (в дальнейшем он сможет сдавать право на бренд в аренду вашей группе компаний и получать роялти). Исходя из судебной практики, размер роялти доходит до 10-20% от оборота.
На использование товарного знака и фирменного обозначения достаточно лицензионного договора. Мне, как практикующему юристу, больше нравится договор коммерческой концессии. Именно по нему мы передаем интеллектуальные права, например:
· ноу-хау;
· разработки;
· технологии обучения;
· дизайн фирменных оформлений помещений;
· униформа сотрудников;
· технология общения с клиентами.
Все это вы можете передать на основании договора франчайзинга. Помните, что его тоже надо регистрировать.
Чем шире вы пропишете предмет договора и комплекс интеллектуальных прав, тем выше процент роялти можно начислять. Регистрация товарного знака и интеллектуальных прав на ИП, который применяет УСН (6%), позволяет учредителю законным способом получить доход от компании. Так он заплатит 6% вместо дивидендов под 13% НДФЛ.
Что следует помнить, заключая договор франшизы...