Найти в Дзене

Как архиепископ Василий заразил Новгород чумой

В 1346 году монгольское войско осаждает крепость генуэзцев в Крыму. К великой радости итальянцев, в войске монголов начинает свирепствовать неизвестная болезнь. Однако эта радость оказывается преждевременной – вскоре болезнь появляется и среди защитников крепости.

Стоит описать эту тогда еще неизвестную болезнь. На теле зараженного начинали появляться волдыри, которые ужасно пахли. Лицо менялось, больной приобретал странный взгляд, который нередко называли маской смерти. Болезнь развивалась довольно быстро. Больной начинал испытывать страшную жажду и страдал, однако окружающие ничем ему, по сути, помочь не могли. Кроме того, болезнь была очень заразна и быстро передавалась от заболевшего к тем людям, которые пытались оказать ему помощь. Именно поэтому впоследствии, когда бубонная чума распространилась повсюду, были нередкими случаи, когда самые близкие отворачивались от зараженного.

Генуэзцы быстро покинули крепость и отплыли в Европу. Именно таким образом бубонная чума или, как ее тогда называли, черная смерть попала в Европу. Опустошая одну страну за другой, чума стремительно распространялась по миру.

На Русь черная смерть попала в 1352 году вместе с ганзейскими судами. Первым городом, который оказался под ударом, стал Псков. Болезнь собирала обильную жатву.

Не стоит считать, что это была первая эпидемия на Руси. В летописях указываются и другие случаи, когда неведомые болезни опустошали чуть ли не целые города. Например, в 1092 году был мор, который унес чуть ли не 7000 человек в Киеве. Еще страшнее он проявился в Полоцке. В летописях эта болезнь описана следующим образом: будто бы великий змей упал с небес в то время, когда великий князь охотился (видимо, имеется в виду падение метеорита?). Злые духи будто бы скакали на невидимых лошадях, уязвляя своим мечом жителей, которые умирали от этого. Едва ли от той болезни было хоть какое-то лекарство. Мы видим отчаяние и бессилие. Всё списывалось на деяния нечисти.

С черной смертью на Руси столкнулись также впервые. Не стоит сразу же осуждать наших предков – они верили, как, впрочем, и весь мир, что неведомая болезнь – не что иное, как наказание Господа. Во всех церквях проводились богослужения, однако от этого болезнь продолжала распространяться только еще быстрее.

Тогда псковичи в последней надежде обратились за помощью к архиепископу Новгородскому Василию, который прибыл в Псков. Он с крестным ходом, в котором приняли участие почти все жители, обошел город. Летописец указывает, что псковичи молились со слезами на глазах, прося Господа послать им избавление от болезни.

Стоит сказать несколько слов об архиепископе Василии. Он, будучи отнюдь не простым монахом, пользовался немалым уважением среди новгородцев, так как принимал активное участие в административных делах. Архиепископ уделял особое внимание строительству мостов, чем особо полюбился новгородцам. Кроме того, архиепископ Василий искренне верил в то, что и рай, и ад находятся на земле, проповедуя, что новгородские купцы даже видели издали этот рай, ходя по Белому морю.

На дворе было лето, чума продолжала косить псковичей, но, утешенные словом пастыря, они готовы были сносить все терпеливо, хотя, по большому счету, что им еще оставалось делать? Болезнь продолжалась до зимы и унесла жизни 70% псковичей.

Архиепископ Василий в Пскове.
Архиепископ Василий в Пскове.

Архиепископ Василий поехал обратно в Новгород. Поскольку больные чумой искренне верили, что, до коснувшись до князя церкви, они обретут благодать, а то и вовсе выздоровеют, то желающих так сделать было много. Само собой, архиепископ Василий заразился и на обратном пути в Новгород скончался. Вместе с его телом черная смерть пришла в Новгород. Новгородцы по традиции должны были проститься со своим духовным пастырем. Это привело к страшной эпидемии.

Помимо Пскова и Новгорода чума посетила Москву и целый ряд других городов на Руси. Болезнь не делала разбора между людьми. Заболевали и умирали и знатные, и холопы. Как мы видим, умирали и духовные пастыри.

Как указывают летописцы, чума забирала жизни наиболее молодых, но что более интересно – сразу после пандемии произошел небывалый всплеск рождаемости, и опустевшие земли довольно быстро вновь были заселены.