Найти тему
News Новости

Чем грозит падение рубля и нефти

Оглавление

До мартовских праздников доллар стоил 68 рублей, евро — 80. В понедельник обе валюты подорожали более чем на четыре рубля, а цены на нефть упали на 25%. Разбираемся, в чём причина и чем нам грозят эти внезапные перемены.

Что произошло, пока мы отдыхали

На прошлой неделе сорвалась сделка стран-экспортёров нефти — ОПЕК.

Дело в том, что экономика многих стран сейчас страдает от эпидемии коронавируса. Спрос на топливо в Китае и Европе падает. А именно они — главные покупатели в том числе и российской нефти. В ответ на падение спроса Саудовская Аравия предложила снизить темпы добычи нефти. Россия отказалась. Это первый случай с 2016 года, когда государствам не удалось договориться.

Главным инициатором отказа стала компания «Роснефть». За несколько часов до обвала рубля пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев рассказал РБК, что «с точки зрения интересов России эта сделка просто лишена смысла», так как «мы, уступая собственные рынки, убираем с них дешёвую арабскую и российскую нефть, чтобы расчистить место для дорогой сланцевой американской. И обеспечить эффективность её добычи».

Можно начинать паниковать?

Ситуация сложная, но пока не смертельная. СМИ предрекают ценовую войну между Россией и Саудовской Аравией. По мнению авторитетных западных изданий, таких как Bloomberg, Россия к ней готова, но только в краткосрочной перспективе.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство предупредило о возможном приближении финансового кризиса в России. В этом случае цены на зарубежные товары увеличатся на 10–35%.

При этом ситуацию рано называть катастрофической: 10 марта нефтяные котировки начали понемногу отыгрывать падение. К 11 марта Brent прибавила в цене 3%. Эксперты осторожно называют ситуацию крайне неопределённой и нестабильной. Но большинство сходится во мнении, что рубль пока продолжит дешеветь.

Олег Шибанов, директор финансового центра «Сколково — РЭШ», в комментарии «Ведомостям»:

«Рубль продолжил слабеть. После начала продажи валюты из ФНБ мы будем какое-то время жить при условных $43 за баррель, и при такой цене 75 руб. за доллар выглядит относительно равновесным. Но рынок какое-то время вынужден будет нащупывать новый баланс, а продажи начнутся, видимо, не раньше апреля. Поэтому курс может улететь выше».

Боб Макнэлли, основатель консалтинговой компании Rapidan Energy:

«Сложилась редкая комбинация факторов — шок со стороны предложения, обратный шок со стороны спроса и отсутствие на рынке стабилизирующего фактора. В последний раз такое ужасное сочетание наблюдалось в 1930, во время Великой депрессии, и тогда нефть обвалилась до центов за баррель».

Некоторые из них напоминают, что сложные ситуации в экономике — это всегда время возможностей.

Олег Богданов, экономический обозреватель «Ъ FM»:

«В момент пика психологической нагрузки и паники можно попытаться, если у кого-то останутся деньги, что-то интересное прикупить. Поверьте мне, в такие моменты на рынке интересных активов очень и очень много, можно выбирать, они будут валяться на земле».

Что власти РФ говорят о проблеме

Банк России решил не покупать иностранную валюту на внутреннем рынке в рамках реализации механизма бюджетного правила на 30 дней.

Центробанк следит за изменениями на финансовом рынке и готов задействовать дополнительные инструменты для сохранения финансовой стабильности.

В Минфине утверждают, что Россия готова к падению нефти до 25 долларов. При таком сценарии накопленных средств Фонда национального благосостояния должно хватить на 6–10 лет.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что у государства есть деньги на исполнение обязательств и нацпроекты.

А вот что думают о падении рубля и нефти в интернете

В Рунете традиционно ответили мемами и шутками, чаще грустными. Листайте карусель: Сказать конкретно, чем обернётся для России сложившаяся ситуация, пока не может никто. Но если вы не эксперт по международной экономике — не спешите скупать технику, продавать валюту или вкладывать деньги в выгодные предприятия. Заработать на кризисе не так просто, а вот потерять деньги в сомнительной авантюре — очень легко.