При Николае II застраивались целые регионы, создавались сотни заводов, строились тысячи километров дорог. В то время как в школах заучивали несколько "великих строек" коммунизма, в тени остаются десятки беспрецедентных строек Николаевского времени:
- Транссиб — самая длинная в мире дорога — около 10 тысяч километров.
- Дорога в Мурманск — самая северная дорога Империи.
- Железные дороги Кавказа.
- Железные дороги пустынь Средней Азии.
- Новороссийское шоссе.
- Амурское колесное шоссе.
- Стратегические шоссе на западе Империи.
- Освоение Донбасса (металлургические, угольные, химические, военные, машиностроительные предприятия).
- Освоение Кузбасса (в основном строятся угольные предприятия).
- Угольные предприятия Восточной Сибири.
- Освоение марганцовых рудников Грузии.
- Медные заводы в Армении.
- Освоение Урала (разработка медных месторождений, создание металлургических и машиностроительных предприятий).
- Освоение Домбровского угольного бассейна в Польше.
- Цинковые и свинцовые заводы в Польше.
- Создание нефтяной промышленности Северного Кавказа и Азии.
- Форты и крепости на границах Империи (Брестская крепость, Новогеоргиевская крепость, крепость в Гродно, военный порт Александра III и крепость Петра Великого в Латвии, береговые батареи Севастополя, форты Петрограда, Кронштадтский минно-артиллерийский позиции).
- Судостроительные заводы в Николаеве.
- Судостроительные заводы в Ревеле.
- Реконструкция Мариинской водной системы.
- Создание Северо-Донецкой резной шлюзованной системы.
- Углубление рек Малороссии: Днепра, Днестра и Южного Буга.
- Осушение болот Центрального региона и Западной Сибири.
- Орошение пустынь Средней Азии (Мургабская ирригационная система в пустыне Каракумы, Романовский канал в "Голодной степи").
- Создание энергетических систем: 279 городских электростанций, единая районная энергосистема Московского Посада, Орехово-Зуево, линии электропередач и подстанции), первые крупные ГЭС.
Каждый из этих проектов заслуживает отдельного внимания. Так, например, за простой фразой "освоение Донбасса" при Николае II стоит создание целых семи крупнейших металлургических заводов и сотен шахт. Всего в 1913-м году на Донбассе действовало 1200 шахт, наиболее глубокая из которых — "Новосмольяниновская" — имела глубину 745 метров. Кроме того, на том же Донбассе строятся машиностроительные, химические и военные заводы. Развитие Донбасса подразумевало и создание современных коммуникаций. При Николае II только на участке от Харькова до Донбасса к 1913-му году было построено 297 железнодорожных мостов. И это далеко не всё. Длина новых дорог измеряется тысячами километров. Внедряются передовые решения. Например, в 1908-м году построен мост через Днепр в Запорожье. Мост был двухъярусным — одновременно железнодорожным и шоссейным. Уже с 1905 года в Одессе появляются асфальтные дороги. Однозначно ясно, что таких объёмов строительства, как при Николае II, прежде в истории не было никогда.
Регионы — рекордсмены промышленного роста
Во время правления Николая II объёмы промышленной продукции выросла примерно в 4 раза. При этом были регионы, которые превышали и эти рекордные темпы развития:
- Восточная Сибирь — рост добычи угля в 139 раз.
- Западная Сибирь — рост добычи угля в 63 раза.
- Северный Кавказ — рост добычи нефти в 14 раз.
- Донбасс — рост производства угольного кокса в 11 раз, рост выплавки стали в 8,5 раза.