Найти в Дзене
Компания ВДГБ

УЧЕТ ВЫРУЧКИ ПО «ПО МЕРЕ ГОТОВНОСТИ» В 1С: БУХГАЛТЕРИЯ

Как в стандартной конфигурации 1С: Бухгалтерия применить способ учета выручки «по мере готовности»? Нужно ли дописывать программу? Какие проводки нужно сформировать? Поговорим об этом в нашей статье.

На основании ПБУ 2/2008 способом «по мере готовности» признаются выручка и расходы по договору, которые определяются по фактической стадии работ на дату отчета, вне зависимости от закрытия актов по их выполнению. Отчитываться о финансовой составляющей нужно в тот период, в который работа выполнена и неважно, должна ли она быть оплачена поэтапно или по завершению всего процесса, относительно договора. Т.е. в бухгалтерском учете эти два показателя отражаются ежемесячно.

Степень завершенности работ рассчитывается:

  • По доле работ, исполненных на дату отчета, относительного общего объема работ;
  • По доле расходов, понесенных на отчетную дату, относительно расчетной величины общих расходов.

В стандартной конфигурации 1С: Бухгалтерия 8.3 способ учета «по мере готовности» не предусмотрен, как и специальные документы для регистрации многоэтапных проектов. Удобнее дописать программу доработать необходимые функции: мы можем вам помочь с этим – достаточно обратиться в нашу техподдержку. А пока давайте пойдем более сложным путем и разберемся с поставленной задачей в типовой версии программы.

Предприятие, которое применяет способ «по мере готовности», определяет выручку за каждый отчетный период, а в бухучете она принимается, как отдельный актив – «не предъявленная к оплате начисленная выручка», т.к. она формируется до сдачи работ, по факту. Отражать ее можно на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» и 90.01 «Выручка» в корреспонденции.

Если разобраться в разделе «План счетов», то мы увидим, что счет 46 не имеет аналитической составляющей, а т.к. бухучет финансов ведется по каждому договору, то наши специалисты предлагают добавить дополнительный вид субконто к счету 46: «Номенклатурные группы».

Пример:

Наше предприятие находится на общем режиме налогообложения, платит НДС, использует метод начисления по мере готовности и ПБУ 18/02.

Являясь подрядчиком, мы выполняем строительные работы, которые сдаем поэтапно и носят они долгосрочный характер. Начало работ – январь 2020, а первый этап нужно сдать 31 марта 2020. Стоимость работ составила 1,8 млн. рублей, в т.ч. НДС 20 % (300 т.р.). По степени завершенности работ прямые расходы на данном этапе составляют 900 т.р.

Расходы на строительство в первом месяце составили 270 т.р. Мы видим это в оборотно-сальдовой ведомости по счету 20.01 «Основное производство».

-2

Степень завершенности работ на 31.01.2020 составит 30% (от 900 т.р.). Выручка «По мере готовности» признается по дебету счета 46 в корреспонденции с кредитом счета 90.01 и составляет 540 т.р. в том числе НДС 20% - 90 т.р. (30% от 1,8 млн. рублей). Чтобы финансовый результат был достоверным, НДС, исчисленная с выручки, не предъявленной к оплате заказчику учитывается по дебету счета 90.03 в корреспонденции с кредитом 76.Н – «Расчеты по НДС, отложенному для уплаты в бюджет».

Для уплаты налогов с прибыли все доходы и расходы признаются в момент подписания акта выполненных работ и их этапов в размере договорной стоимости. Налоговая база у предприятия формируется по факту сдачи результатов заказчику.

Сформируем проводки. Обратимся к документу «Операция» и признаем выручку. Для этого укажем в новом документе счет 46 по дебету и номенклатурную группу в качестве аналитической составляющей. По кредиту выберем 90.01.1 и заполним все данные, включая номенклатуру работ. «Сумма» - пропишем выручку «по мере готовности» в т.ч. НДС. «Сумма Кт» нулевая, т.к. прибыли для налогообложения в январе нет. По кредиту регистрируем выручку без НДС, потому как выручка появится в налоговом учете только по оформлению акта выполненных работ (этапа).

В налоговом учете дохода пока нет, но в бухучете он указан, а значит должно быть создано отложенное налоговое обязательство, согласно ПБУ 18/02 – формируем еще одну проводку, чтобы учесть временную разницу по счету 90.

Укажем дебетовый счёт 90.01.1. Для кредита 98.01 «Доходы, полученные в счет будущих периодов» и заполним всю аналитическую составляющую:

  • Вид дохода будущих периодов;
  • Контрагент-заказчик и договор с ним;
  • В налоговом учете (только по кредиту) – выручку без НДС и налогооблагаемую временную разницу (отрицательную).

Создадим еще одну проводку с дебетом счета 90.03 в корреспонденции с кредитом счета 76.Н (нужно указать только один вид субконто: «Контрагенты)» и в ней примем к учету сумму НДС, которая не была предъявлена заказчику.

В последующей проводке признаем расходы:

  • По дебету счет 90.02.1 «Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения» и в качестве его аналитики применим номенклатурную группу, отвечающую выполненным работам;
  • По кредиту счет 20.01, где пропишем подразделение и номенклатурную группу;
  • Укажем сумму расходов только по бухучету– эта операция сформирует отложенный налог на прибыль.
-3

Наше предприятие использует балансовый метод учета с отражением постоянных и временных разниц и ПБУ 18/02, а значит регламентная операция «Расчет отложенного налога» занимается расчетом и начислением отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО) при закрытии месяца и учет ведется по виду активов или обязательств, отсюда в январе:

  • По виду обязательства «Доходы будущих периодов» - мы учли 450 т.р. НВР. Налогооблагаемые временные разницы способствуют начислению

ОНО = НВР * СТнп = 450 000 руб.* 20% = 90 000 рублей;

  • По виду актива «Незавершенное производство» - мы учли 270 т.р ВВР. Вычитаемые временные разницы содействуют начислению

ОНА = ВВР * СТнп = 270 000 руб.* 20% = 54 000 руб.

Наглядно в документе «Справка-расчет отложенного налога на прибыль»:

На 29.02.2020 расходы на строительство составили 450 т.р. Сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счету 20.01.
На 29.02.2020 расходы на строительство составили 450 т.р. Сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счету 20.01.
На 29.02.2020 степень завершенности работ равна 80% (720 т.р.). Значит, по аналогии с предыдущим месяцем, признаем сумму выручки на 1,440 млн. рублей в т.ч. НДС 20% - 240 т.р. (80% от 1,8 млн. рублей)
На 29.02.2020 степень завершенности работ равна 80% (720 т.р.). Значит, по аналогии с предыдущим месяцем, признаем сумму выручки на 1,440 млн. рублей в т.ч. НДС 20% - 240 т.р. (80% от 1,8 млн. рублей)

В январе мы признали выручку в 540 т.р., в т.ч. НДС 20% - 90 т.р., а значит в феврале по бухучету необходимо доначислить сумму 900 т.р. по выручке, указав дебет счета 46 в корреспонденции с кредитом 90.01.1 в том числе НДС 20% - 150 т.р. По дебету счета 90.03 в корреспонденции с кредитом 76.Н отразить НДС и признать расходы на 450 т.р.

-6

За февраль 2020:

  • По виду обязательства «Доходы будущих периодов» - мы учли 750 т.р. НВР. Налогооблагаемые временные разницы способствуют начислению

ОНО = НВР * СТнп = 750 000 руб.* 20% = 150 000 руб.

  • По виду актива «Незавершенное производство» - мы учли 450 т.р ВВР. Вычитаемые временные разницы содействуют начислению

ОНА = ВВР * СТнп = 450 000 руб.* 20% = 90 000 руб.

За январь-февраль 2020 г.:

  • ОНО= 240 т.р.
  • ОНА= 144 т.р.

Наглядно в документе «Справка-расчет отложенного налога на прибыль»:

-7
-8

Первый этап работ завершился, и заказчик подписал акт приема- сдачи работ 31.03.2020.

Чтобы отразить это событие в программе 1С: Бухгалтерия, обратимся к документу «Реализация» - операция «Услуги» и укажем информацию о контрагенте (заказчике), договор. Заполним номенклатуру услугами, относительно выполненных работ, пропишем их стоимость и НДС. Счета учета будут указаны автоматически: доходы по 90.01.1, расходы по 90.02.1, НДС 90.03. Аналитическая составляющая – добавленная номенклатурная группа. Не забудьте выписать счет-фактуру.

Этот документ в БУ и НУ начислит выручку/задолженность заказчику, НДС. Покажет запись в регистре «Книга продаж и «Реализация услуг».

-9

Т.к. на нашем предприятии выручка начисляется способом «по мере готовности», то вышеуказанных проводок недостаточно для корректного учета. Придется вносить изменения в движение документа «Реализация. Обратимся к оборотно-сальдовым ведомостям по счетам учета на 31.03.2020:

-10
-11
-12
-13

На дату подписания акта (31.03.2020) о выполненных работах необходимо:

  • Выполнить списание непредъявленной к оплате выручки в 1440 т.р. на дебиторскую задолженность заказчика;
  • Признать выручку в сумме 360 т.р. с НДС в БУ и 1,5 млн.руб. без НДС для формирования налогообложения прибыли;
  • Списать в НУ 1200 т.р. доходов будущих периодов, для погашения ОНО;
  • Списать НДС с непредъявленной выручки 240 т.р. к уплате в бюджет;
  • Начислить НДС с выручки в сумме 60 т.р.;
  • Списать в БУ 180 т.р. расходов по договору и в НУ 900 т.р. за первый этап работ.

Все действия, исключая последний пункт, требуется вручную отразить в проводках. Чтобы иметь возможность внесения изменений включите флаг «Ручная корректировка».

  1. Признаем выручку за март: в БУ пропишем 360 т.р., в НУ по дебету 1,8 млн. руб., по кредиту 1.5 млн. руб. Отразим временные разницы (-).
  2. Скопируем проводку из первого пункта. По счет по кредиту заменим на 46 и спишем в БУ 1440 т.р. непредъявленной к оплате выручки. В НУ счет 62.01, по дебету укажем «0» и отразим временную разницу.
  3. Копируем пункт первый еще раз. Укажем по дебету счет 98.01 и спишем по дебету НУ 1200 т.р. доходов будущих периодов с временной разницей (-).
  4. Аналогично начислим НДС с выручки на 31.03.2020 – исправим сумму на 60 т.р.
  5. Скопируем пункт 4. По дебету пропишем счет 76.Н и спишем 240 т.р.

Теперь осталось сохранить изменения. Помните, что документы с ручными корректировками можно перепровести только вручную.

-14

Учет расходов при закрытии месяца происходит автоматически, т.к. мы оформили документ «Реализация», а значит появилась запись в регистре «Реализация услуг»: на ее основании закрывается счет 20.01 по номенклатурной группе и операции «Закрытие счетов» 20, 23, 25, 26.

-15

На 31.03.2020 мы признали вычитаемые временные разницы (ВВР) на сумму 1200 т.р., значит ОНО нужно погасить.

Погашение ОНО = ВВР * СТнп = 1 200 000 руб.* 20% = 240 000 руб.

По виду актива Незавершенное производство 720 т.р. мы списали налогооблагаемые временные разницы (НВР) операцией «Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 на сумму 720 т.р, отсюда:

Погашение ОНА = НВР * СТнп = 720 000 руб.* 20% = 144 000 руб.

Как следствие, мы выровняли БУ и НУ, теперь на 01.04.2020 мы не имеем отложенного налога на прибыль.

Справка-расчет и проводки:

-16
-17

Второй и последующие этапы работ будут формироваться по той же схеме, которую мы только что рассмотрели в этом руководстве.

Часто задаваемые вопросы:

1. Как отразить сдачу очередного этапа работ в 1С Бухгалтерия?

После подписания заказчиком акта приема- сдачи работ нужно отразить это событие в программе 1С: Бухгалтерия, обратимся к документу «Реализация» - операция «Услуги» и укажем информацию о контрагенте (заказчике), договор. Заполним номенклатуру услугами, относительно выполненных работ, пропишем их стоимость и НДС. Счета учета будут указаны автоматически: доходы по 90.01.1, расходы по 90.02.1, НДС 90.03. Аналитическая составляющая – добавленная номенклатурная группа. Не забудьте выписать счет-фактуру.

Этот документ в БУ и НУ начислит выручку/задолженность заказчику, НДС. Покажет запись в регистре «Книга продаж и «Реализация услуг».

2. Предусмотрен ли в стандартной конфигурации 1С: Бухгалтерия 8.3 способ учета «по мере готовности»?

Нет, не предусмотрен, как и специальные документы для регистрации многоэтапных проектов. В нашей статье вы можете попробовать обойтись средствами типовой программы, но удобнее дописать программу доработать необходимые функции: мы можем вам помочь с этим – достаточно обратиться в нашу техподдержку.

3. Как ведется расчет и начисление отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО) в 1С: Бухгалтерия?

Наше предприятие использует балансовый метод учета и ПБУ 18/02, а значит регламентная операция «Расчет отложенного налога» занимается расчетом и начислением ОНА и ОНО при закрытии месяца и учет ведется по виду активов или обязательств:

  • По виду обязательства «Доходы будущих периодов»
  • По виду актива «Незавершенное производство»