Штрафные батальоны, как и штрафные роты, начали появляться в 1942 году. Появились они после приказа товарища Сталина №227 от 28 июля 1942 года, более известный как приказ «Ни шагу назад». В общевойсковых армиях должны были создать до 5 штрафных рот, в каждом фронте – до 3 штрафных батальонов.
В Красной Армии первое штрафное подразделение было создано в 42-ой армии Ленинградского фронта в июле 1942 года. Вскоре и на других фронтах так же появились штрафные батальоны и роты.
В штрафные части отправлялись нарушители военной дисциплины (например, проявление трусости в бою, невыполнение прямых приказов), либо осужденные за совершение мелких преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, кража). Воры в законе и репрессированные по политическим статьям, как правило, не отправлялись на фронт, но в 1942–1943 годах аналогичные исключения были сделаны в связи со сложной ситуацией на фронтах.
Всего за годы войны через штрафные подразделения прошло чуть более 400 тысяч солдат и командиров. Это примерно 1,24% из 34,5 млн., которые прошли через вооруженные силы страны в этот период. В то же время женщины-военнослужащие, совершившие проступки, не отправлялись в такие подразделения после октября 1943 года.
В целом в Красной Армии, как и в других армиях, штрафники применялись на самых опасных участках фронта. В частности, разведка боем перед началом наступательной операции редко обходилась без участия в ней штрафных формирований.
Штрафные «штурмовые роты» при прорыве обороны противника как с целью отвлечения его сил на себя, так и для захвата и удержания стратегических высот и плацдармов. Иногда штрафным частям предписывалось проводить бои местного значения - чтобы сковать силы немцев в этом направлении.
В целом, их боевые задачи мало чем отличались от обычным стрелковым подразделениям. За одним исключением: «шурики», как называли штрафные роты, почти всегда использовались командованием в наступательных боях в качестве штурмовых отрядов или ударно-диверсионных групп. Из-за этого их потери были выше, чем в пехотных частях.
Несмотря на сходство штрафных подразделений в вермахте и Красной армии, между ними были очень существенные различия. В Красной Армии боец мог искупить свою вину и преждевременно покинуть ряды специального подразделения. Зачастую разжалованные, освобождались и после отлично проведенного боя.
У вермахта не было ничего подобного, штрафников никогда не воз-вращали в их прежние части. Обычно особые батальоны вермахта, получившие 500-ые номера, шансов покинуть, практически не было.
Что касается штрафных частей на Ленинградском фронте, то все они прошли через так называемый «Невский Пятачок». Это небольшой плацдарм, завоеванный у немцев осенью 1941 года на левом берегу Невы под 8-ой гидроэлектростанцией. Размер: 2 км в длину и 800 метров в ширину. Отсюда предполагалось начать атаку на Мгу и прорвать блокаду. Но все попытки наступления заканчивались неудачей.
На Ленинградском фронте было четыре штрафных батальона, два на Волховском, один на Карельском и два на Северо-Западном. Было намного больше штрафных рот. На территории одного только Мгинского (ныне Кировского) района Ленинградской области воевали одна штрафная рота Балтийского флота и 42 штрафных роты и батальона в составе Ленинградского и Волховского фронтов
Бои на Невском Пятачке продолжались с сентября 1941 года по 29 апреля 1942 года, когда его покинули советские войска. Но 26 сентября 1942 года войска Невской оперативной группы вновь овладели плацдармом. Во время боев на Невском Пятачке и в районе Синявинских высот с 1941 по 1943 год включительно, по официальным данным, погибло около 500 000 человек из числа красноармейцев, краснофлотцев и штрафников, а также командный состав всех уровней.
Рассмотрим боевой путь одного из первых штрафных батальонов 14-й ОШБ, который был сформирован 29 июля 1942 года.
Можно выделить пять периодов существования этого штрафного формирования.
I. 29.07.1942 г. – 08.10.1942 г. (Как Отдельный штрафной батальон Ленинградского фронта);
II. 08.10.1942 г. – 09.05.1943 г. (Как 28-я отдельная штрафная рота командно-начальствующего состава Ленинградского фронта);
III. 09.05.1943 г. – 04.07.1943 г. (Как 28-й отдельный штрафной батальон Ленинградского фронта, 42-й Армии). Документов 28-го ОШБ в ОБД-Мемориал я не обнаружил. В донесениях о безвозвратных потерях до середины июля 1943 г. продолжает фигурировать 28-я ОШР. Можно предположить, что это переименование было только «на бумаге»;
IV. 04.07.1943 г. – 16.10.1944 г. (Как 14-й отдельный штрафной батальон (Ленинградского, 3-го Прибалтийского фронтов)).
V. После вывода из состава Действующей Красной Армии, 14-й ОШБ находился на территории Латвии и 9 мая 1945 г. встретил (по воспоминаниям одного из его бойцов) в Сигулде. Официально расформирован 14-й ОШБ был 18 мая 1945 г.
На всех фронтах за всю войну в советской армии было 65 отдельных штрафных батальонов (ошб) и 1048 отдельных штрафных рот (ошр). С 1942-го по 1945 год действовал только один отдельный штрафной батальон — 9-ый отдельный. Кроме пехотных штрафных подразделений были авиационные и танковые.
За всё время Великой отечественной войны через армию прошло 34,5 миллиона человек, на 22 июня 1941 года в РККА было 4,3 млн. военнослужащих. В свою очередь же, численность стрелкового батальона - 778 чело-век, роты – 172 человека.
Как в историческом, так и в правовом аспектах эта тема требует не только осмысления собственно процесса создания и применения штрафных батальонов и рот, но и затрагивает в целом непростую во все времена проблему сочетания мер убеждения и принуждения в условиях войны, ответственности военнослужащих за исход боя, их честного и умелого исполнения долга по защите Отечества. Как положительный, так и отрицательный опыт Великой Отечественной имеет в этом плане непреходящую ценность.
Что же касается Ленинградского фронта, то это оперативно-стратегическое объединение советских войск на северо-западном направлении в Великой Отечественной войне.
Образован, согласно директиве Ставки Верховного Главнокомандования (ВГК) от 23 августа 1941 года, в результате разделения Северного фронта на Карельский фронт и Ленинградский фронт.
Первоначально в состав Ленинградского фронта вошли 8, 23 и 48-я общевойсковые армии, Копорская, Южная и Слуцко-Колпинская оперативные группы. С 30 августа в оперативное подчинение фронту передан Балтийский флот. Из частей ВВС фронта 25 ноября 1942 года сформирована 13-я воздушная армия. В последующем в разное время в состав Ленинградского фронта входили: 4, 20, 21, 22, 42, 51, 52, 54, 55, 59 и 67-я общевойсковые, 1, 2 и 4-я ударные, 6-я и 10-я гвардейские армии, Невская и Приморская группы войск, а так-же 3, 14 и 15-я воздушные армии. Перед фронтом стояла задача прикрыть непосредственные подступы к Ленинграду и не допустить его захвата противником.
К концу сентября 1941 года войска фронта в ходе Ленинградской бит-вы 1941-1944 годов остановили германские войска, наступавшие на Ленин-град с юга, финские войска - с северо-запада. С 8 сентября войска Ленинградского фронта вели боевые действия в условиях блокады 1941-1944 годов. В дальнейшем упорной обороной, сочетавшееся с наступательными операциями, они, при содействии Волховского фронта и Балтийского флота, заставили противника перейти к обороне, окончательно сорвав планы германского командования по захвату города. В январе 1943 года войска Ленинградского фронта и Волховского фронта провели операцию по прорыву блокады Ленинграда южнее Шлиссельбурга (Петрокрепость), в результате которой была восстановлена сухопутная связь города со страной. В ходе Ленинградско-Новгородской операции 1944 года войска Ленинградского фронта совместно с войсками Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов и силами Балтийского флота разгромили германскую группу армий «Север», окончательно сняли блокаду Ленинграда и освободили Ленинградскую и часть Калининской областей, вступили на территорию Эстонии.
Согласно директиве Ставки ВГК от 18 апреля 1944, из части войск Ленинградского фронта создан Третий Прибалтийский фронт. Часть войск Ленинградского фронта участвовала в Выборгско-Петрозаводской операции 1944 года, в результате которой были созданы условия для вывода Финляндии из войны на стороне Германии. Войска фронта участвовали в Прибалтийской операции 1944 года, наступая на тарту-таллинском и нарвско-таллинском направлениях. Освободив континентальную часть Эстонии, войска Ленинградского фронта во взаимодействии с Балтийским флотом 27 сентября - 24 ноября освободили от противника Моонзундские острова. В дальнейшем войска Ленинградского фронта занимали позиции на советско-финляндской границе и побережье Балтийского моря от Ленинграда до Риги. С апреля 1945 года, после передачи в состав Ленинградского фронта части войск Второго Прибалтийского фронта, войска фронта осуществляли блокаду курляндской группировки германских войск. Приказом наркома обороны СССР от 9 июля 1945 года Ленинградский фронт преобразован в Ленинградский ВО.
Приложение. Командующие Ленинградским фронтом: генерал-лейтенант М. М. Попов (август - сентябрь 1941 года); Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов (сентябрь 1941 года); генерал армии Г.К. Жуков (сентябрь - октябрь 1941 года); генерал-майор И.И. Федюнинский (октябрь 1941 года); генераллейтенант М.С. Хозин (октябрь 1941 года - июнь 1942 года); генерал-лейтенант артиллерии, с 15 января 1943 года генерал-полковник, с 17 ноября 1943 года генерал армии, с 18 июня 1944 года Маршал Советского Союза Л.А. Говоров (июнь 1942 - июль 1945 годов).