Найти в Дзене

Школа – не место для учёбы

Оглавление

Как вы думаете, для чего нужна школа? Конечно, многие считают, что школа должна обучать. Весь период школьной жизни мы называем «учением». Однако на деле интеллектуальной подготовкой молодого поколения школа занимается не особо хорошо. Сейчас об этом говорят всё чаще – мол, образование стало гораздо хуже, чем раньше, школа скатывается известно куда.

Однако большие проблемы в школьной системе были всегда. В советской школе, к примеру, было мало что хорошего. И дело не только в навязчивой коммунистической пропаганде; сама программа оставляла желать лучшего: учеников пичкали теориями и голыми фактами, содержание предметов было оторвано от реальной жизни. Не говоря уже об убогом дресс-коде, единообразном и обязательном для всех, слабо развитой настоящей школьной самодеятельности и так далее.

Дореволюционные гимназии? Начнём хотя бы с того, что обучаться в них имела право ничтожная доля российских детей – та, что принадлежала к дворянскому сословию. Правительство стремилось ограничить в них преподавание точных и естественных наук и увеличить изучение «закона божьего». Существовали школы и для простонародья, но в них программа была ещё более жалкая: по мнению царского правительства, много ли нужно крестьянину?

Не всё ладно со школьным обучением и в других странах, включая благополучные Европу, Японию и США. В США, кстати, в особо плачевном состоянии находятся сельские школы.

Воспитание «нужных людей»

На самом деле все эти проблемы являются таковыми только с точки зрения обычных людей, которые желают получить образование и дать его своим детям. Для властей устройство государственной школьной системы отвечает совсем иным целям, поэтому оно развивает в школах только то, что этим целям соответствует.

Увы, но основное назначение государственных школ – это совсем не обучение. Государственные школы предназначены, скажем так, для воспитания нужных людей с точки зрения правящей элиты. Атмосфера в школах всецело зависит от интересов этой элиты.

-2

Классическая европейская (в том числе советская) школа ХХ века – это кузница работников индустриальной эпохи. Она должна была научить человека читать, писать, считать и дать определённый минимум знаний по разным областям, достаточный для получения какой-нибудь рабочей специальности. Этому соответствовал и распорядок школьной жизни, и взаимоотношения учителя и ученика. Главное, на что делала упор такая школа, - это дисциплина. Ученики должны вести себя как подчинённые на работе, а коллектив учителей, классных руководителей, завучей – как начальство различного уровня. «Корпоративному» стилю соответствовали и единообразие в одежде, и обучение в достаточно больших классах, где всем даётся одна и та же программа, независимо от способностей, желаний и увлечений каждого ученика.

-3

С некоторыми модификациями такая классическая школа господствует и в нашем современном мире.

Упоминавшаяся дореволюционная школа ставила своей задачей сословное формирование учеников. Она резко разграничивала «низшие» и «высшие» сословия, давая им абсолютно разный уровень знаний и навыков и устанавливая разные распорядки и условия обучения. Стандартные дворянские гимназии при этом не были средоточием свободы, творчества и самореализации; школьный режим там был строгим, за ослушание полагались телесные наказания, а школьная программа преимущественно годилась лишь на то, чтобы готовить чиновников и военных.

Учиться – дело избранных

Естественно, во все времена существовали «элитные» школы, гимназии и колледжи. Чаще всего они были частными и платными; нередко элитные школы существовали в виде закрытых интернатов, в которых ученики не только обучались, но ещё и жили. Элитные гимназии для «аристократических» детей были даже в «социалистическом» Советском Союзе.

-4

Назначение такой школы было другим, соответственно, и учебные программы были особыми. В элитной школе можно было действительно учиться. Выпускники таких заведений предназначались для деятельности в науке, искусстве и управлении, в том числе для высших государственных должностей. Свои правила существовали и в таких школах, но в целом уровень свободы и творческих возможностей в них был существенно выше, чем в обычных школах. И оснащение элитных школ всегда было на высшем уровне, чего не скажешь о «простонародных» школах.

Так что реальность такова, что принцип «школа должна учить» справедлив лишь для элитных учебных заведений для избранных. Для остальных приоритетна только дисциплина и потакание интересам властей, а обучение – это главным образом прерогатива самообразования.

-5

Школа для продавцов

Итак, современная российская школа – это заведение, по-прежнему предназначенное для подготовки пролетариата. Только нынешний пролетариат – это не рабочие, стоящие за станками и выполняющие производственные операции: по большей части это продавцы, а также официанты, бармены, повара и другой обслуживающий персонал.

Организовывать подготовку таких людей проще и дешевле, чем обычный пролетариат ХХ века; для их можно сократить, а то и вовсе убрать изучение точных и естественных наук, а в качестве «духовной скрепы» внедрить религию. Можно не заморачиваться на оснащение школ микроскопами, лабораторным химическим оборудованием и тому подобными «игрушками», ведь в будущем это не пригодится среднестатистическому продавцу.

-6

Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉

Ещё статьи этого автора: