В результате Октябрьской революции 1917 года ко власти в России пришли большевики, которые просто терпеть не могли семью Романовых и все, что с ними связано. В результате инвентаризации в 1922 году украшения распродаются на аукционах по всему миру, из-за чего становится невозможным отследить судьбу большинства из них. Несколько фамильных драгоценностей Романовых хранятся в шкатулке Елизаветы Второй.
Вы только представьте, сколько ювелирных изделий было распродано или просто утеряно. Почему мы должны лицезреть великолепные русские украшения на головах иностранных королев и принцесс? Неужели разобрать, разрушить и продать лучше, чем устроить выставку или создать музей, посвященный наследию императорской семьи, которая правила Россией на минуточку! 304 года.
Диадема была изготовлена для вдовствующей императрицы Марии Федоровны (вторая жена Павла I) мастерской братьев Дюваль. Головное убранство было сделано из золота и инкрустирована бриллиантами, а в центре располагался огромный 37-каратный лейкосапфир (бесцветный сапфир, похожий на бриллиант) с едва заметным золотым оттенком. К тому же она получилась очень символичной - колосья и лен является главными богатствами России. После смерти Марии Федоровны, согласно ее завещанию, диадема была причислена к числу коронных драгоценностей.
Но почему-то большевики не оценили тиару и продали на аукционе в Англии, а дальнейшая судьба этого шедевра остается неизвестным. Но в 1980 году была сделана реплика, которую можно увидеть в Алмазном фонде.
История этой тиары начинается в 18 веке. Предположительно, это работа братьев Дюваль. Головное убранство в виде кокошника было частью приданного Александры Павловны (третий ребенок Павла Первого). Спустя год замужества Александра скончалась, и тиара вернулась обратно в Россию. Следующей ее владелицей стала княгиня стала Мария Павловна (жена третьего сына Александра Второго). При жизни мужа Мария кокошник не носила и только после его смерти в 1909 году решает обновить старую сапфировую тиару, и заказывает ювелирному дому Cartier переделать тиару и брошь в новую, более современную форму. Судьба диадемы после 1922 года неизвестна; наиболее вероятно, она была продана.
Была утеряна и любимая тиара Александры Федоровны, созданная придворным ювелиром Фридрихом Кехле в 1894 году. Рисунок тиары слагают переплетенные полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклепками. Просматриваются в рисунке и геральдические лилии. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе.
Диадема в составе бриллиантово-изумрудной парюры была изготовлена для императрицы Александры Федоровны в 1900 году ювелиром Швериным из фирмы Болина. Диадема состоит из чередующихся усыпанных бриллиантами арок и бантов, отсылающих к стилю рококо. Золото, серебро, бриллианты южноафриканского происхождения; крупные изумруды-кабошоны. Элементы были съемными и заменяемыми. Центральный изумруд, найденный в Колумбии, имел конусообразную коронку и массу около 23 карат.
Жемчужная диадема, по своей форме больше напоминающая корону, была изготовлена для императрицы Марии Федоровны в 1880-е годы. Диадема является частью парюры, в которую также входили браслет с сапфиром весом в 20 карат, бриллиантовое ожерелье с каплевидными жемчужинами и две броши с жемчужинами и бриллиантами.
Спасибо, что дочитали до конца, а если вам понравилось, то ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на мой блог, ведь впереди еще много полезных и интересных статей обо всем и обо всех.