Зачастую на старых фотографиях офицерские помещения на военных кораблях выглядят шикарно, но это на первый взгляд, а если присмотреться, то взгляд зацепится за некоторые шероховатости.
Речь пойдёт о времени, когда корабли стали делать из металла, а вот двести лет назад ни о какой роскоши вообще речи не шло. Вот офицерская каюта на американском фрегате "Констеллейшен", являющемся теперь музеем:
Что меня удивило, так это подвесная койка, обычно всё-таки устанавливались хоть и убогие. но более удобные, ну вот хоть такие:
Это "Адмирал Нахимов" во в ремя визита в США в 1893 году:
А так выглядела кают-компания на таких кораблях:
Довольно скромно, если по большому счёту. Обратите внимание на подволок. Видны стрингеры - металлические клёпаные балки, на которые уложена верхняя палуба. Они просто покрашены, никакой облицовки нет. На переборке портрет Александра III, а на коленях офицера сидит здоровенный попугай.
Я поискал аналогичные фото, сделанные на кораблях других стран. Это кают-компания британского линейного крейсера "Ринаун", построенного в 1916 году:
Суровый клёпаный металл над головой. Ниже кают-компания "Варяга":
Такой аскетизм был обусловлен требованиями пожаробезопасности. Если вы помните, в "Цусиме" не раз упоминается, как перед боем попросту выламывалось и выбрасывалось всё дерево из помещений. В частности, на броненосце "Орёл". И что немецкие офицеры, посетившие наши корабли, были удивлены количеством деревянной отделки.
Но и этого мало. Зачастую, разглядывая фотографии кораблей того времени, поражаешься количеству стволов, торчащих повсюду. Вот американский корабль "Олимпия":
А это его кают-компания. Помимо клёпаного подволока ещё и 57мм пушку ухитрились втиснуть, вон в отдалении видна её казённая часть:
А здесь орудие ещё более солидное:
Я правда не понял - это уголок кают-компании или командирский салон?
По крайней мере в салоне командира "Варяга" пушки точно стояли:
Конечно, гламурненько покрашены белой краской. Во время стрельбы остекление снималось. Выглядело это так, вот компьютерная реконструкция:
Более крупно:
Тут дело вот в чём. Если офицеры размещались в одноместных каютах площадью 6 кв.м., то кондукторы в двухместных . Старший офицер, старшие штурман и инженер-механик имели каюты по 10 кв. м., офицерская кают-компания занимала отсек площадью 92 кв.м. А отведённые для командира помещения занимали всю кормовую часть жилой палубы, простиравшуюся на 12 метров в длину.
Просто разбрасываться такими площадями было неразумно, вот и поставили кэпу пару пушек в салон. Кстати, на снимке кают-компании "Варяга" в левой части по-моему тоже пушка видна.
Интересная закономерность - чем меньше флот отметился в боях - тем шикарнее его помещения. Вот кают-компания итальянского крейсера "Тренто":
Да и на австро-венгерском линкоре «Вирибус Унитис» понимали толк в интерьере:
Осквернять свой взор крашеными стальными балками они были не согласны.
Ещё на схожие темы:
Кают-компания - это вам не столовая
Чем дышат и как греются на флоте
........................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь