Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Суровая корабельная жизнь: пушки в салоне командира, клёпаный подволок в кают-компании

Зачастую на старых фотографиях офицерские помещения на военных кораблях выглядят шикарно, но это на первый взгляд, а если присмотреться, то взгляд зацепится за некоторые шероховатости.

Речь пойдёт о времени, когда корабли стали делать из металла, а вот двести лет назад ни о какой роскоши вообще речи не шло. Вот офицерская каюта на американском фрегате "Констеллейшен", являющемся теперь музеем:

Что меня удивило, так это подвесная койка, обычно всё-таки устанавливались хоть и убогие. но более удобные, ну вот хоть такие:

-2

Это "Адмирал Нахимов" во в ремя визита в США в 1893 году:

-3

А так выглядела кают-компания на таких кораблях:

-4

Довольно скромно, если по большому счёту. Обратите внимание на подволок. Видны стрингеры - металлические клёпаные балки, на которые уложена верхняя палуба. Они просто покрашены, никакой облицовки нет. На переборке портрет Александра III, а на коленях офицера сидит здоровенный попугай.

Я поискал аналогичные фото, сделанные на кораблях других стран. Это кают-компания британского линейного крейсера "Ринаун", построенного в 1916 году:

-5

Суровый клёпаный металл над головой. Ниже кают-компания "Варяга":

-6

Такой аскетизм был обусловлен требованиями пожаробезопасности. Если вы помните, в "Цусиме" не раз упоминается, как перед боем попросту выламывалось и выбрасывалось всё дерево из помещений. В частности, на броненосце "Орёл". И что немецкие офицеры, посетившие наши корабли, были удивлены количеством деревянной отделки.

Но и этого мало. Зачастую, разглядывая фотографии кораблей того времени, поражаешься количеству стволов, торчащих повсюду. Вот американский корабль "Олимпия":

-7

А это его кают-компания. Помимо клёпаного подволока ещё и 57мм пушку ухитрились втиснуть, вон в отдалении видна её казённая часть:

-8

А здесь орудие ещё более солидное:

-9

Я правда не понял - это уголок кают-компании или командирский салон?

По крайней мере в салоне командира "Варяга" пушки точно стояли:

-10

Конечно, гламурненько покрашены белой краской. Во время стрельбы остекление снималось. Выглядело это так, вот компьютерная реконструкция:

-11

Более крупно:

-12

Тут дело вот в чём. Если офицеры размещались в одноместных каютах площадью 6 кв.м., то кондукторы в двухместных . Старший офицер, старшие штурман и инженер-механик имели каюты по 10 кв. м., офицерская кают-компания занимала отсек площадью 92 кв.м. А отведённые для командира помещения занимали всю кормовую часть жилой палубы, простиравшуюся на 12 метров в длину.

Просто разбрасываться такими площадями было неразумно, вот и поставили кэпу пару пушек в салон. Кстати, на снимке кают-компании "Варяга" в левой части по-моему тоже пушка видна.

Интересная закономерность - чем меньше флот отметился в боях - тем шикарнее его помещения. Вот кают-компания итальянского крейсера "Тренто":

-13

Да и на австро-венгерском линкоре «Вирибус Унитис» понимали толк в интерьере:

-14

Осквернять свой взор крашеными стальными балками они были не согласны.

Ещё на схожие темы:

Кают-компания - это вам не столовая

Чем дышат и как греются на флоте

........................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь