Недавно я рассказал о первенце массового автомобилестроения в СССР – ГАЗ-АА. Логика заставляет представить теперь ГАЗ-А - первый легковой автомобиль Горьковского автозавода, самую массовую легковушку на тот момент в Советском Союзе. Такой же легендой как «полуторка» она не стала, однако свою долю обожания получила.
До нашего времени сохранилось 25 – 30 экземпляров. Мне же повезло одновременно увидеть две легковушки и пикап. Маэстро, урежьте марш, равнение на раритеты! Ох, и красавцы же они! При рождении автомобиль ГАЗ-А длиной, шириной, высотой 3875, 1710, 1780 мм (с тентом) получил кузов фаэтон со складывающимся мягким верхом. Предусматривалось несколько модификаций, в итоге в серию пошли такси, скорая помощь, пикап ГАЗ-4.
Сошедший с конвейера в декабре 1932 года первенец легковой программы ГАЗа и массовой конвейерной сборки легковых машин в СССР, представлял собой адаптированный для советских условий нашими же инженерами Ford A Standard Phaeton 1930 года выпуска.
Я намеренно не называю точной даты, потому что днем рождения ГАЗ-А можно считать и 3 декабря, когда первый экземпляр был практически готов, и 6 декабря, когда машина встала всеми колесами на конвейер, чтобы торжественно выкатиться за ворота. А, может, это 30 декабря, когда были устроены торжества, после которых первые 25 «Газиков» отправились в Москву?
Дело в том, что ГАЗ-А не повезло со стартом: подвели поставщики, среди которых были, кстати, «пунктуальные» немцы, задержавшие штампы. Ждать их не стали, приспособив к выпуску штампов уже имеющиеся прессы. Никто не верил в успех этой авантюры, но получилось же! Под капотом автомобиля стоял 3,2-литровый двигатель мощностью 40 л.с. Он позволял машине разогнаться до максимальных 90 км/ч. Мотор глотал все, что дают – спирт, лигроин, керосин.
Кузов был деревянным, обшитым стальными листами и покоился на раме с двумя лонжеронами, имевшими, как и траверсы, коробчатое сечение. Рама соединялась с осями посредством двух поперечных рессор. Это немного сглаживало неровности наших «направлений».
Все прелести бездорожья машины испытали на себе во время знаменитого автопробега. Он стартовал в июле 1933 года и прошел по маршруту Москва – Горький – Казань – Оренбург – Ташкент – Баку – Тбилиси – Ростов-на-Дону – Харьков – Москва. Почти три месяца, 9500 километров… Особенно досталось и людям, и технике в пустыне Каракумы. Дикая жара, песок, проникавший в механизмы… Казалось, вот-вот и встанет караван, зароется в дюнах. Однако техника выдержала. Испытатели отметили надежность движка и подвески, послушность рулю ГАЗ-АА.
Автомобиль выпускался до 1936 года, когда его заменила новая модель – ГАЗ-М1, более известная как «эмка». Всего было произведено свыше 40 000 машин. И вот эти, что на фото, чудом сохранившиеся благодаря стараниям энтузиастов.
Фото автора и из архива автора