Обидно потратив немалые деньги вдруг увидеть, как дорогие обои покрывает копоть сварки или пачкают брызги краски.
Чтобы этого не случилось, нужно выполнять рабочие процессы в определенном порядке.
К сожалению универсальных формул, позволяющих определить — что делать раньше, а с чем погодить, не существует.
Хорошая новость: есть общие принципы позволяющие избежать ошибок в организации работ, то есть одной из причин удорожания, задержек и брака.
Узнать их вы сможете, дочитав статью.
Самое начало
Я уже писал об основных «шагах», которыми движется строительное производство (см. ссылку в конце статьи)*. Третьим из них являются проектно-изыскательские работы.
Для не специалиста звучит не очень понятно. На деле их выполнение по силам мало-мальски грамотному человеку. Разумеется, когда речь идет об относительно небольших объемах работ.
Для ремонта все проектирование и «изыскательство» сводится к составлению так называемого дефектного акта. Что это за штука и как ее сделать?
Дефектный акт
В самостоятельных домашних ремонтах его роль порой играют разрозненные обрывки бумаги, где записано, что именно и сколько нужно приобрести. Но мы с вами пойдем другим путем и составим нормальный документ.
Типичная форма его приведена на фото.
Как видите, ничего сложного и непонятного акт не содержит. А пользы от него очень даже много:
- Наглядно видны все операции, которые предстоит сделать, а значит проще подобрать нужные инструменты и материалы.
- Можно точнее рассчитать предстоящие затраты.
- Зная последовательность работ, приобретение и доставку материалов становится возможным распределить по времени. Не тратить сразу много денег, не загромождать помещение лишними предметами.
Кроме всего имея на руках такой документ проще организовать правильную последовательность работ.
Переходим к планированию
Определить, что за чем идет нам поможет обычный здравый смысл и логика. Для удобства, разобьем последовательность на отдельные этапы.
Этап № 1
Освобождаем помещение (по возможности) от мебели. Убираем:
1. Покрытия и конструкции, подлежащие замене: старые обои, линолеум, ламинат, плинтуса и т. п. Демонтируем окна и двери (кроме случаев, если для их замены нанимаем сторонних мастеров).
2. Гвозди, дюбеля и крепления на которых висели картины, предметы мебели и оборудования.
3. Оборудование, подлежащее замене. Это могут быть отопительные и (или) электрические приборы и разводка. Как и в случае с дверьми и окнами, тут возможны варианты со сторонними фирмами.
После всего этого комнаты должны выглядеть как на фото ниже.
Этап №2
После слома и очистки идут непосредственно строительные работы.
Выполним операции связанные с прокладкой коммуникаций: скрытая проводка, теплые полы, водопровод, трубы теплоснабжения.
Укладываем и монтируем черновые покрытия: стяжки, гипсокартонные панели, штукатурим, шпатлюем. Делаем оконные и дверные откосы.
При необходимости выполняем грунтовку. В том числе контактную.
Зовем мастеров по замене окон и дверей (см. п. 1 этап №1), монтируем постоянные элементы интерьера. Ставим инженерное оборудование скрытых коммуникаций: резьбы крепления смесителей, коробки для розеток и выключателей, сами приборы, встроенные сейфы и пр.
Этап №3
Теперь черед чистовых покрытий. Обычно при этом двигаемся сверху вниз. Т.е. сначала выполняем окраску (облицовку, оклейку и пр.) потолка, галтелей, карнизов. Далее обои, плитка либо иная облицовка стен. Наконец, чистовое покрытие пола и монтаж инженерных приборов (смесители, унитазы прочее инженерное оборудование)
Возможен вариант оклейки стен обоями после того, как закончены работы пола.
Тут есть одна фишка. В определении очередности устройства, ориентируемся на то, что раньше придется заменять при последующих косметических ремонтах.
Обои придут в негодность однозначно раньше, чем покрытие пола, поэтому их можно клеить и после линолеума. Облицовка стен плиткой послужит лет двадцать, а при работах полы однозначно испачкаются. Тут сначала стены, затем пол.
Этап № 4, завершающий
Устанавливаем декоративные накладки эл. приборов. Вешаем радиаторы отопления, светильники. Расставляем мебель, вешаем съемные элементы дизайна и т.п.
Замечу, крепления для всего этого мы уже установили на 2-м этапе.
Проветриваем помещение и садимся праздновать окончание ремонта.
Как надо и как бывает
Сегодня, наиболее эффективный инструмент планирования — сетевая технологическая модель (больше известная как «сетевой график»).
Видимо из-за сложности последней, на «взрослых» стройках обходятся графиками календарными. Их составляют (ну, как минимум — должны) на этапе проектирования, в рамках ПОС**. Но обычно делают сами подрядчики. Продолжительность работ берут из опыта и, чего греха таить — «с потолка», а по ходу дела корректируют.
***
Нетрудно увидеть, все описанное выше подчиняется обычной житейской логике. А кроме нее, при малейших сомнениях работает дотошное расспрашивание спецов.
Не стесняйтесь, самый глупый вопрос это тот, что вовремя не задан отчего возникли проблемы.
Пишите комментарии, спрашивайте, ставьте лайки и конечно подписывайтесь на мой канал. Ручаюсь, как минимум будет полезно!
Как дополнение по теме: нарратив о том как порадовать кота.
**Проект организации строительства