Кристина — одна из самых юных студенток Яндекс.Практикума. Она учится в одиннадцатом классе, увлекается математикой и информатикой, побеждает в олимпиадах по программированию, любит поэзию и мечтает перечитать «Божественную комедию» с комментариями. Но в школе и в книгах невозможно найти ответ, кем стать в жизни и какой из множества путей подойдет именно тебе. Как расставить приоритеты и найти себя в мире, который не укладывается в стройные законы математики?
Физик и лирик
Кристине 16 лет, она учится в Лицее НИУ ВШЭ и планирует стать программисткой, однако, наш с ней разговор минимум наполовину состоит из обсуждения предметов, далёких от точных наук. Кристина делится впечатлениями о выставке «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском музее, на которую сходила с мамой незадолго до нашей встречи.
Она немного стесняется, говорит тихо, смущенно улыбается и опускает глаза вниз. В отличие от многих представителей поколения Z, Кристина не постит в соцсетях и не следит за жизнью других. У неё нет и никогда не было профиля в Инстаграме, а Фейсбук Кристине нужен, чтобы читать стихи, которые там публикуют современные поэты. «ВКонтакте» она использует только потому, что некоторые учителя выкладывают там учебные материалы.
«У меня своя жизнь весьма удивительная. Я лучше на небо буду смотреть, чем в телефон»
У Кристины в одежде нет ярких принтов, дерзких вырезов или вычурности, поскольку одежда для неё явно не способ самовыражения. От этого она выглядит младше своих лет — но рассуждает о своём опыте по-взрослому.
Когда ходишь в начальную школу, можешь увлекаться всеми предметами, потому что объём того, что ты делаешь, небольшой. Когда начинается класс пятый-шестой, ты каким-то образом ориентируешь свою деятельность, появляются приоритеты. В восьмом-девятом классах ты очень остро ощущаешь, что на всё тебя не хватит. Либо ты будешь спать по четыре часа в день, либо ты все-таки выберешь, что тебе действительно нравится.
Кристине всегда действительно нравилась математика. «Дальше это должно было вылиться куда-то, потому что чистый математик… ну куда он работать пойдет?» Она разрывалась между техническими дисциплинами: физика, химия, информатика? В итоге победили информатика и программирование — не в последнюю очередь благодаря поддержке старших.
Папа Кристины работает в сфере IT. Кристину привлекало, что информатика, как и математика, имеет дело с абстрактными числами, и, следовательно, отстоит дальше от несовершенной реальности с её неточностями и погрешностями. Если Кристина где и ищет совершенства, так это в математике, а не в реальном мире.
Один друг сказал, что я — лирик, потому что мне хочется искать глубину и философию во всём. Например, мне показали webpack и babel.js, и я подумала, какая философская идея там заложена: было просто и понятно, а потом, вроде как, упростили названия переменных до одной буквы, и стало вообще не понятно, что в коде происходит. Я пытаюсь из этого какую-то философскую подоплеку вытащить и спроецировать на человеческую жизнь.
Программирование олимпиадное VS промышленное
Один за другим Кристина осваивала языки программирования. В школе изучала Pascal, язык C показал папа. Когда увлеклась олимпиадным программированием, перешла на C++, а освоив Java, начала многие вещи изучать самостоятельно: структуры, бинарные деревья поиска, красно-чёрное дерево. Пробовала программировать простые игры, например, «змейку». Если ей советовали интересную библиотеку, то, чтобы разобраться, писала какие-то несложные вещи, например как с неба капает вода.
В олимпиадах по программированию Кристина занимала призовые места, но это ни на шаг не приближало её к пониманию, какую же профессию выбрать в будущем. Стала пробовать на разных курсах разработку игр, машинное обучение и веб: фронтенд и бэкенд. В итоге веб-разработка «больше всего легла в душу», но возникла новая задача: найти наставника.
Конечно, можно по справочникам лазить, разбираться, читать. Но иногда нужно, чтобы был человек, который скажет, что уже устарело или, наоборот, есть что-то новое, на что надо обратить внимание.
Папа не мог взять на себя роль преподавателя: «Знать — это одно, а объяснить и рассказать — несколько другое, это отдельное умение, и папа этим заниматься не любит». Попытки организовать факультативы по промышленному программированию в школе тоже не были успешными: по словам Кристины, учителя в школе далеки от практики, и знания по веб-разработке у них устаревшие. А даже пять лет для сферы IT — это большой срок.
Так Кристина пришла в Яндекс.Практикум. В такой большой компании, как Яндекс, не грозила нехватка человеческих и технических ресурсов, а новый курс на новой платформе обещал свежие знания и подход. Кристина начала с фронтенда, затем углубила знания до специализации «Веб-разработчик».
Есть некоторые ресурсы по программированию, которые превращены в изучение каких-то cms, а само программирование поверхностно объясняется. Когда ты в теме, ты это можешь оценить. А если нет, то тебя могут немножко обдурить.
Кристине не привыкать держаться особняком среди соучеников, но одно дело школа, а другое — когда ты самая младшая среди взрослых, некоторые из которых годятся тебе в родители. Общение с однокурсниками на первых порах было неловким. Но помогло общее дело и общие проблемы: если у кого-то возникает затык, студенты спрашивают совета у однокурсников или кооперируются в поисках решений. И главное, сбылась надежда: с наставником отношения сложились дружеские.
Я часто к нему обращаюсь за помощью, он мне всегда может что-то подсказать. Я могу ему сказать: сейчас хочу реализовать такой-то проект для себя, можешь ли ты мне что-то посоветовать? Потому что обычно это требует чуть больше, чем я уже прошла в Практикуме.
«Изыди»
С самых юных лет папа Кристины поддерживает дочь в увлечении программированием. А вот мама, которая не работает в сфере IT, настроена скептически. «Про обучение в Практикуме и дополнительные курсы она говорит: вот, русским-то, литературой и музыкой ты не занимаешься». Наверное, предполагает Кристина, мама связывала (да и продолжает) её будущее с творческой гуманитарной сферой.
Я ей показываю, что не просто два раза на кнопочку нажала, и говорю, что программирование — это моё. Я делаю уже какие-то программы и приближенные к реальности проекты.
Кристина задумывается и добавляет: «Я тоже себя плохо знаю». И учителя в средних классах школы тоже не понимали увлечение Кристины «циферками-чиселками». От скуки на уроке девочка выводила тригонометрические тождества или решала дополнительные задачки, а её — жалели.
Сейчас Кристина учится в Лицее при НИУ ВШЭ на направлении «Математика, информатика и инженерия», и никаких пререканий с преподавателями не возникает. Одноклассники тоже интересуются математикой и информатикой, но лишь Кристина окунается в эти дисциплины с головой — и снова оказывается немного в стороне от большинства.
Что дальше
Кристина размышляет о жизни вширь, как будто её знает — но когда разговор заходит о будущем, она спохватывается и поправляет себя, что не знает, конечно, ничего.
Сначала было абсолютное непонимание того, что ждёт в будущем: оно было каким-то очень далеким и абсолютно абстрактным, непонятным. Мне казалось, что в институте или в десятом-одиннадцатом классе будет время, а сейчас я не буду думать, буду только радоваться.
Какой путь выбрать после школы? Сразу поступить в университет, как советуют родители? Или пройти стажировку и устроиться на работу, как один из её друзей? Для себя Кристина выбор сделала: мечтает учиться на факультете компьютерных наук в НИУ ВШЭ, чтобы потом работать в крупной компании — не исключено, что и в Яндексе.
Конкурс на факультет большой, поэтому она заранее готовится к олимпиадам, которые дают привилегии при поступлении, и продумывает запасные варианты. Кажется, при любом стечении обстоятельств, Кристина знает, что делать.
Хотелось бы, конечно, в один из топовых вузов поступить. Но в противном случае, я поступаю во второстепенный вуз и дальше буду ходить на стажировку программировать.
Увлечённая учёба, ясное понимание карьеры — кажется, что Кристина из тех счастливых людей, что нашли себя в совсем юном возрасте. Но со свойственной ей рассудительностью она добавляет: в жизни всегда может произойти что-то, что всё перевернёт, и она оставит выбранный путь ради чего-то нового. «От твоего видения до того, как оно будет в реальности — огромное расстояние, которое я не берусь оценивать». Впрочем, человеку, который умеет во всём увидеть поэзию, легче преодолевать любые расстояния.