Шел 1769 год. Екатерине было уже почти сорок лет - немолодая женщина, по тем временам. А оспа тогда была - как сейчас грипп, то в одном месте вспыхнет эпидемия и унесет за собой тысячи людей, то в другом....
От оспы умер самый юный российский царь Петр Второй (1715 -1730). От оспы пострадал и Петр Третий - законный супруг самой государыни. Хоть и выжил, но оставшиеся на щеках ямки были для него всю жизнь поводом для депрессии - кто такого полюбит?
А главное для императрицы - оспа ежегодно уносила сотни жизней, в основном - из податного сословия. Кто будет кормить страну, если мужички и ремесленники повымирают от "Черной смерти"?
Тогда, также впрочем, как и сейчас, лекарства от оспы не было. Вот что пишется в современном медицинском справочнике,
.... для лечения оспы, в случае необходимости, могут быть применены противовирусные препараты. Для того, чтобы не допустить присоединения бактериальной инфекции, целесообразным является нанесение на пораженные участки антисептических препаратов. В случае бактериальных осложнений для лечения оспы подойдут такие антибиотики, как цефалоспорины, макролиды, полусинтетические пенициллины.
То есть, если человек заболеет оспой, то даже в 21 веке ему можно было только облегчить немного симптомы, но вылечить от оспы невозможно.
И вот тогда Екатерина решатся на великий шаг ради своей страны - она хочет, чтобы ее заразили оспой в такой форме, которая позволяет больному выжить и получить иммунитет к заболеванию. Таким способом она хочет показать пример всем своим подданным.
Это сейчас от оспы прививают в раннем детстве острым перышком, сейчас наверно даже через очень тонкую иголочку на одноразовом шприце.
А тогда, в 18 веке это было настоящее опасное приключение. Врач, или кто-то из его персонала, желательно уже переболевший оспой, подходил к оспенному больному, покрытому нарывами, и втыкал швейную иглу с ниткой прямо в нарыв. Дальше нитка должна была пройти через зараженный гной и стать основой для последующей процедуры.
А сама процедура тоже была не простая. Здоровому человеку на коже (как правило на руке) делали надрезик и в него вводили на несколько мгновений ту самую нитку с оспенным гноем. Эта процедура называлась "вариоляция", от нее умирало примерно два человека из ста. То есть в несколько раз меньше, чем от заражения натуральной оспой от больного.
Что сделала Екатерина?
Она велела вызвать лучшего известного врача, занимающегося вариоляцией с самым низким процентом смертности.
Врач по фамилии Димсдейл был доставлен к царскому двору. Там он на глазах Екатерины Алексеевны сделал вариоляцию нескольким отважным юношам, они сами добровольно пошли на такой отважный поступок. После того, как юноши переболели оспой, но в сравнительно легкой форме, и выздоровели - Екатерина велела провести вариоляцию ей самой.
В этот раз пиар был максимальный, Ниточку с заразой достали у шестилетнего Саши Маркова (он выжил, получил дворянское достоинство и новую фамилию - Оспенный) и на глазах у множества придворных ввели ее в ранку на белоснежной ручке государыни Всея Руси.
Царица удалилась в Царское село только на шестой день, когда признаки болезни - температура, жар, головная боль - стали очевидными.
За неделю "микро-оспа" прошла, и тут был сделан еще один гениальный пиар ход.
В обществе распространились известия, что следующая вариаляция будет проводится с ниточкой ... от самой императрицы, Не знаю, так ли и было, или все таки ослабленного заболевания Екатерины было недостаточно для получения иммунитета - но придворные "купились".
Выстроилась очередь придворных, желающих подвергнуться вариоляции "От Императрицы". Мистеру Димсдейлу, разумеется, была выдана пожизненная пенсия и пожалован титул баронета.
Кстати, на период, когда исход прививки был еще не известен со стопроцентной точностью - под дверью врача постоянно стояла коляска с запряженными в нее выносливыми лошадьми, И по всему пути до границы были приготовлены экипажи на подмену. Так Екатерина позаботилась, чтобы врач не стал жертвой самосуда в случае ее кончины от оспы.
Еще что интересно - в 1774 году, спустя пять лет после начала успешного оспопрививания в России, король Франции Людовик XV .... умер от оспы! Екатерина по этому поводу, как утверждают историки, сказала "Какое варварство! Наука позволяет лечить эту болезнь". Оставим на совести советников царицы неточность - все таки не лечить, а предотвращать. Но то, что уже тогда Россия была более прогрессивной страной, чем "Прекрасная Франция" - несомненно.
Поставить "Лайк" публикации можно слева. внизу или справа от текста. В результате вам будут чаще показывать публикации схожей тематики, ничего личного.
А подписаться на обновления канала "ИСТОРИЯ в рассказах" - по ссылке. В результате вам в ленту будут приходить новые статьи с канала, это вас ни к чему не обяжет.